Конспект урока по теме: "Не с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастия"

Страницы работы

Содержание работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный этап

2.Повторение пройденного материала.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление изученного материала.

5.Изучение нового материала,

Подведение итогов.

Слово учителя: сообщающее слово.

На первом уроке мы с вами выяснили, как образуются деепричастия С.В и Н.В. И выяснили, как нужно разбирать деепричастия по составу.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Давайте вспомним, как же образуются деепричастия С.В.?

-А Н.В?

А как нужно находить суффиксы в составе деепричастия?

Слово учителя: инструктирующее слово.

Теперь выполним задание на правильное выполнение морфемного разбора.

На доске записаны схемы морфемного разбора. А также деепричастия, которые, как раз, и нужно соединить с подходящими схемами. Работать будем так: сделайте в тетрадях три колонки и запишите в каждую по схеме. Затем верно распределите деепричастия, которые соответствуют схеме. Первые три человека, сделавшие все верно получат отметку в журнал. Работаем.

Языковой материал:

Схемы: 1. Приставка-корень-суффикс-суффикс.

             2. Корень-суффикс.

             3. Приставка-корень-суффикс-суффикс-суффикс. .

Прикасаясь, сдавив, говоря, скатившись, нахмурив, лежа, приговорив, держа, заботясь

Слово учителя: педагогическое требование.

Теперь разберем это задание все вместе.

Слово учителя: педагогическое требование.

Посмотрите на запись на доске.

Языковой материал:

Не прикасаться – не прикасаясь;

Негодовать – негодуя.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Вспомните , как пишется не с глаголом

Беседа: проблемная беседа.

-Сравните правописание не с глагол и деепричастием. Какой можно сделать вывод?

Слово учителя: педагогическое требование.

Прочитайте правило на 50-ой странице и проверьте, не ошиблись ли вы.

Слово учителя: педагогическое требование.

Теперь, пользуясь правилом, выполним упражнение 596-ое. Рома, читай задание. Так как у вас перед глазами есть правило, тем более, что с правописанием НЕ с глаголами вы знакомы давно, работаем самостоятельно. Не забывайте про знаки препинания. Первые два человека, сделавшие все правильно, получат отметки в журнал.

Языковой материал:

1.Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли.

2. Мы можем идти по широким равнинам, идти, не встречаясь в пути никогда.

3. Тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился, поэтому пошел прямо по звездам, даже не стараясь узнавать окрестные места.

Слово учителя: сообщающее слово.

Ребята, мы уже познакомились почти со всеми правилами, связанными с деепричастиями. На следующем уроке мы познакомимся с нормами употребления деепричастий в речи и закончим изучение деепричастия диктантом.

А сейчас перейдем к морфологическому разбору деепричастия. Откройте справочные материалы, где есть план разбора.

Просмотрите его внимательно. Все ли пункты нами изучены?

Слово учителя: педагогическое требование.

Запишите предложение.

Языковой материал:

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.

А мы лежим и хрипло дышим, уткнувшись касками в траву.

Слово учителя: педагогическое требование.

Найдите в предложении деепричастия и проведите морфологический разбор.

Первое деепричастие разберем вместе. Остальные найдете и разберете самостоятельно.

Редея

1.Часть речи? Общее значение?

2. Какие морфологические признаки имеет?

3. какую синтаксическую роль выполняет в предложении?

!!СПРОСИТЬ ПРО ФОРМУ ОПРОСА!!

Слово учителя: пед. требование.

Проверяем. Исправляем, у кого не правильно.

Оценочное слово

Слово учителя: инструктирующее слово.

Запишите еще одно домашнее упражнение. 395 упражнение (3 деепричастия), выполняем по образцу.

Слово учителя: инструктирующее слово. СПРОСИТЬ, В КАКИХ ТЕТРАДЯХ ДЕЛАТЬ!!!

А сейчас выполним 597 упражнение. Катя, читай задание.

Обратите внимание, что деепричастие записываем приемом поморфемного письма!

И обязательно выбираете понравившуюся вам пословицу и объясняете ее смысл.

Слово учителя: сообщающее слово.

Итак, ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Мы с вами выяснили, как пишется НЕ с деепричастиями, научились выполнять морфологический разбор этой части речи. На следующем уроке мы рассмотрим правила употребления деепричастий в речи и напишем дмктант по теме «Деепричастие», так что повторите весь материал по данной части речи.

ОТМЕТКИ!!!!ОТМЕТКИ!!!! ОТМЕТКИ!!!!!!!

Спасибо за работу. Отдыхайте!

Образец записи:

Двадцать второе февраля.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Образец ответа:

-Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

-Оформляются запятыми.

-И деепричастия – запятыми.

Образец записи:

1. Сдавив, нахмурив, приговорив, заботясь.

2. Говоря, лежа, держа.

3.Прикасаясь, скатившись.

Образец ответа:

-НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме  тех глаголов, которые без не не употребляются.

-Деепричастия подчиняются тому же правилу.

Образец записи:

1.Перед союзом А – запятая – однородные члены; поднИмая – поднИмут.

2.ВстречАясь – встреча.

3. УдостОвериться - ???, стАраясь - ???, окресТности - ??? область вокруг креста???

Образец записи:

Образец ответа:

-Деепричастие. Обозначает добавочное действие: спускался (Что делая? Как?), редея.

-Имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, Н.вида.

-В предложении является обстоятельством

Образец записи:

Переходя - деепричастие

I.Спускался (что делая? как?), переходя

II. Морф.приз.: неизм., несов. вид.

III. Как спускался? переходя

Уткнувшись – деепричастие.

I.Лежим и дышим (Что сделав? Как?), уткнувшись

II. Морф.приз.: неизмю, соверш. вид

III. Как лежим и дышим? уткнувшись

Записать на доске дату, тему урока.

Написать на доске схемы и слова.

Похожие материалы

Информация о работе