Конспект урока по теме: "Не с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастия"

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный этап

2.Повторение пройденного материала.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление изученного материала.

5.Изучение нового материала,

Подведение итогов.

Слово учителя: сообщающее слово.

На первом уроке мы с вами выяснили, как образуются деепричастия С.В и Н.В. И выяснили, как нужно разбирать деепричастия по составу.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Давайте вспомним, как же образуются деепричастия С.В.?

-А Н.В?

А как нужно находить суффиксы в составе деепричастия?

Слово учителя: инструктирующее слово.

Теперь выполним задание на правильное выполнение морфемного разбора.

На доске записаны схемы морфемного разбора. А также деепричастия, которые, как раз, и нужно соединить с подходящими схемами. Работать будем так: сделайте в тетрадях три колонки и запишите в каждую по схеме. Затем верно распределите деепричастия, которые соответствуют схеме. Первые три человека, сделавшие все верно получат отметку в журнал. Работаем.

Языковой материал:

Схемы: 1. Приставка-корень-суффикс-суффикс.

             2. Корень-суффикс.

             3. Приставка-корень-суффикс-суффикс-суффикс. .

Прикасаясь, сдавив, говоря, скатившись, нахмурив, лежа, приговорив, держа, заботясь

Слово учителя: педагогическое требование.

Теперь разберем это задание все вместе.

Слово учителя: педагогическое требование.

Посмотрите на запись на доске.

Языковой материал:

Не прикасаться – не прикасаясь;

Негодовать – негодуя.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Вспомните , как пишется не с глаголом

Беседа: проблемная беседа.

-Сравните правописание не с глагол и деепричастием. Какой можно сделать вывод?

Слово учителя: педагогическое требование.

Прочитайте правило на 50-ой странице и проверьте, не ошиблись ли вы.

Слово учителя: педагогическое требование.

Теперь, пользуясь правилом, выполним упражнение 596-ое. Рома, читай задание. Так как у вас перед глазами есть правило, тем более, что с правописанием НЕ с глаголами вы знакомы давно, работаем самостоятельно. Не забывайте про знаки препинания. Первые два человека, сделавшие все правильно, получат отметки в журнал.

Языковой материал:

1.Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли.

2. Мы можем идти по широким равнинам, идти, не встречаясь в пути никогда.

3. Тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился, поэтому пошел прямо по звездам, даже не стараясь узнавать окрестные места.

Слово учителя: сообщающее слово.

Ребята, мы уже познакомились почти со всеми правилами, связанными с деепричастиями. На следующем уроке мы познакомимся с нормами употребления деепричастий в речи и закончим изучение деепричастия диктантом.

А сейчас перейдем к морфологическому разбору деепричастия. Откройте справочные материалы, где есть план разбора.

Просмотрите его внимательно. Все ли пункты нами изучены?

Слово учителя: педагогическое требование.

Запишите предложение.

Языковой материал:

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.

А мы лежим и хрипло дышим, уткнувшись касками в траву.

Слово учителя: педагогическое требование.

Найдите в предложении деепричастия и проведите морфологический разбор.

Первое деепричастие разберем вместе. Остальные найдете и разберете самостоятельно.

Редея

1.Часть речи? Общее значение?

2. Какие морфологические признаки имеет?

3. какую синтаксическую роль выполняет в предложении?

!!СПРОСИТЬ ПРО ФОРМУ ОПРОСА!!

Слово учителя: пед. требование.

Проверяем. Исправляем, у кого не правильно.

Оценочное слово

Слово учителя: инструктирующее слово.

Запишите еще одно домашнее упражнение. 395 упражнение (3 деепричастия), выполняем по образцу.

Слово учителя: инструктирующее слово. СПРОСИТЬ, В КАКИХ ТЕТРАДЯХ ДЕЛАТЬ!!!

А сейчас выполним 597 упражнение. Катя, читай задание.

Обратите внимание, что деепричастие записываем приемом поморфемного письма!

И обязательно выбираете понравившуюся вам пословицу и объясняете ее смысл.

Слово учителя: сообщающее слово.

Итак, ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Мы с вами выяснили, как пишется НЕ с деепричастиями, научились выполнять морфологический разбор этой части речи. На следующем уроке мы рассмотрим правила употребления деепричастий в речи и напишем дмктант по теме «Деепричастие», так что повторите весь материал по данной части речи.

ОТМЕТКИ!!!!ОТМЕТКИ!!!! ОТМЕТКИ!!!!!!!

Спасибо за работу. Отдыхайте!

Образец записи:

Двадцать второе февраля.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Образец ответа:

-Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

-Оформляются запятыми.

-И деепричастия – запятыми.

Образец записи:

1. Сдавив, нахмурив, приговорив, заботясь.

2. Говоря, лежа, держа.

3.Прикасаясь, скатившись.

Образец ответа:

-НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме  тех глаголов, которые без не не употребляются.

-Деепричастия подчиняются тому же правилу.

Образец записи:

1.Перед союзом А – запятая – однородные члены; поднИмая – поднИмут.

2.ВстречАясь – встреча.

3. УдостОвериться - ???, стАраясь - ???, окресТности - ??? область вокруг креста???

Образец записи:

Образец ответа:

-Деепричастие. Обозначает добавочное действие: спускался (Что делая? Как?), редея.

-Имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, Н.вида.

-В предложении является обстоятельством

Образец записи:

Переходя - деепричастие

I.Спускался (что делая? как?), переходя

II. Морф.приз.: неизм., несов. вид.

III. Как спускался? переходя

Уткнувшись – деепричастие.

I.Лежим и дышим (Что сделав? Как?), уткнувшись

II. Морф.приз.: неизмю, соверш. вид

III. Как лежим и дышим? уткнувшись

Записать на доске дату, тему урока.

Написать на доске схемы и слова.

Похожие материалы

Информация о работе