Введение в теорию общественного сектора. Общественные товары. Государство и проблема монополий. Государство и перераспределение доходов, страница 5

Здесь в случае введения налога Пигу, формально платят производители, но реально, растет цена на величину ed Þ основную часть налоговых выплат () выплачивают потребители.

Налог Пигу также называют корректирующие субсидии при ПВЭ – т.е. это выплата государством субсидий производителю и потребителю, деятельность которых приводит к ПВЭ. Размер субсидий = величине ПВЭ в эффективной точке.

S – величина субсидий

ЧПО при этом исчезают


Виды субсидий при ОВЭ

Œ выплаты государства предприятию- загрязнителю за каждую единицу продукции, которое оно не производит.

 выплаты государства предприятиям загрязнителям субсидий на строительство очистных сооружений = целевых субсидий.

При таком субсидировании, хотя загрязнитель очищается, однако общество все равно находится в неэффективной точке.

Ž плата за вредные выбросы – установленная государством плата предприятий, загрязняющих окружающую среду, за каждую единицу вредных выбросов.

В России – экологический налог

Объекты экологического налога

1.  выбросы в атмосферу

2.  сброс загрязняющих веществ в воду

3.  размещение отходов (токсичных и не токсичных)

4.  производимый шум, вибрация, электромагнитные, радиационные и иные виды вредного воздействия на окружающую среду.

Налоговая база: сумма загрязняющих веществ. Установлены нормативы (если выше – налоговая ставка растет)

MSCоч = предельные издержки по очистке

MSBоч = предельные выгоды по очистке

Эффективный уровень загрязнения – такой уровень загрязнения (Q*) при котором MSC=MSB. В оптимальной (эффективной) точке загрязнение может быть ненулевым, т.к. скорее всего при ограничении загрязнения = 0, объемы производства также будут = 0. Чтобы определить плату за загрязнение нужно сформировать рынок прав на загрязнение.

Продажа разрешений на выбросы – это рынок прав на загрязнения, на котором предприятия-загрязнители продают и покупают права на выбросы вредных веществ в определенном количестве.

При расширении контроля за загрязнением снижаются потери 3-х лиц. MSBоч – те издержки, которые экономятся за счет очистки.

Взаимосвязь роста ВВП и загрязнения.

-  это теория

Статистика подтверждает эту теорию

MSC – государство установило определенный уровень загрязнения, предлагая лицензии на выбросы фирмам.

Q – количество лицензий / прав на загрязнение

Q’ -  допустимый уровень загрязнения

На практике в основном применяются прямые методы:

Ø  Законодательство – прежде всего в области прав собственности

Ø  Регулирование:

·  Уровня загрязнения (стандарты, ПДК)

·  Производственного процесса (это максимальная степень вмешательства)

Чаще всего используют регулирование

Регулирование уровня загрязнения: до нормы – чисто символическая плата, сверх нормы в 25 раз больше

Регулирование производственного процесса – установление стандартов технологий.

Важным является использование превентивных мер: экологическая экспертиза (обоснование) проектно-инвестиционных разработок, т.е. вмешательство в производственный процесс до начала производства.

В США: после 69г. была задержка в развитии энергетики по причине экологической экспертизы. По постановлению Мирового Банка существует 3 типа проектов:

-  Наиболее отрицательное воздействие (добывающая, энергетика, химия)

-  Существенное воздействие (машиностроение, туризм)

-  Почти не влияет (фин. сектор, здравоохранение, образование)

Для каждой категории существует свой план экологической экспертизы.

3 группы факторов влияющих на вмешательство государства

1.  Сложность получения информации Þвысокие ТАС Þ применение регулирования и жестких методов, т.к. для этих методов (в отличии от косвенных) не нужна информация о спросе, предложении и издержках.

2.  Стимулирование совершенствования технологии очистки : регулирование не порождает стимулов, т.к. установлена норма и загрязнять ниже нормы нет никакого смысла для предприятий, поэтому более эффективным будет введение платы за загрязнения. Статистика: превышение издержек в случае регулирования более чем в 2 раза чем в случае платы за загрязнения.

3.  Дифференциация выгод и затрат разных экономических субъектов