Введение в теорию общественного сектора. Общественные товары. Государство и проблема монополий. Государство и перераспределение доходов, страница 17

               Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки.

tп – пессимистические ожидания,

t* - реальная оптимальная налоговая ставка ,

tо – оптимистические ожидания.

3.  НО и эффективность

Основные виды налогов.

1)  Прямые (берутся с производителя):

§  Личные = налоги на доходы

-  подоходный;

-  налог на прибыль;

-  …

§  Реальные = налоги на собственность

-  на имущество;

-  земельный;

-  на наследство и дарение

-  …

2)  Косвенные (включаемые в цену) = налоги на товары:

§  Общие (иногда их называют универсальными акцизами)

-  НДС;

-  …

§  Специфические

-  акцизы;

-  фискальные монопольные;

-  таможенные пошлины;

-  …

3)  Страховые взносы = могут относиться и к прямым и к косвенным налогам (если приводят к уменьшению зарплаты Þ прямой налог, если к росту цены продукции Þ  косвенный)

§  предприятий;

§  работающих.

Адвалорный налог – налог в процентах от цены.

Специфический налог – плата за право покупки (разовая), не зависит от объёма покупки (общсековцы почему-то называют его налогом с единицы продукции).

Перемещение налогов:

ВЕ2Е1 – ЧПО в результате налогообложения; СFЕ2В – сумма налоговых изъятий = налоговое бремя. СDАВ – налоговое бремя производителя, FЕ2АD – налоговое бремя потребителя (т.к это изъятие из излишка потребителя, вызванное ростом цен)

               Структура распределения налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения  по цене.

               Избыточное налоговое бремя – ЧПО в результате налогообложения (Е2ВЕ1).

4.  Оптимальное НО

Оценка состояния общества с точки зрения всей системы принципов НО. Опять возникает проблема соотнесения справедливости и эффективности.

               Оптимальная налоговая структура – это структура, приводящая к распределениям на кривой возможных полезностей.

Правило Рамсея: Чем более эластичен спрос по цене товара, тем меньшим налогом он должен облагаться (товар).

Правило Рамсея даёт соотношение между налоговых ставок, которое минимизирует избыточное налоговое бремя.

               Ищется компромисс между различными критериями налогообложения. 

Для более точного выявления ЧПО используем кривую компенсированного спроса.

D' – компенсированный (Хиксианский) спрос

О1О2О3 – потери потребителя

О1О2 О4О3 – потери потребителя с учётом кривой компенсированного спроса

О3О4О5 – потери производителя

Так как неэффективность возникает в результате эффекта замены (происходит искажение рыночной системы цен) Þ более точно можно оценить потери если исключить влияние эффекта дохода на кривую спроса, исключить это влияние нам позволяет кривая компенсированного спроса. Видно, что при использовании кривой компенсированного спроса область потерь увеличилась (на величину О1О2О4), поэтому для товаров, для которых важен (значим) эффект дохода всегда нужно строить кривую компенсированного спроса.

Налогообложение дохода:

Имеем начальное бюджетное ограничение (БО1) и кривую полезности (U1), вводим потоварный налог Þ U1→U2, Е1→Е2, БО1→БО2. Величина налога = Т. Введём альтернативный подоходный налог в объёме T Þ Е1 → Е3, U1→U3. Очевидно, что налогообложение дохода более эффективно, чем налогообложение товаров, так как даёт тот же уровень налоговых поступлений, при этом, позволяя потребителю оказаться на более высоком уровне благосостояния, чем при потоварном налоге (U3>U2).

               Однако если исходное состояние было неэффективным, тогда за счёт потоварного налога можно перейти к эффективному состоянию получив большие поступления, чем при введении подоходного налога, приводящего к этому же эффективному состоянию. если же нашей целью является перераспределение доходов для достижения социально справедливости, тогда введение подоходного налога более эффективно.

Аргументы в пользу пропорциональности НО:

1)  Дестимулирующая роль прогрессивных налоговых ставок.

2)  В случае прогрессивности ставок борются две тенденции в предложении труда: 

§  увеличение ставок стимул к увеличению предложения, так как снижаются доходы

§  с другой стороны предложение сокращается, так как за дополнительный труд ставка оплаты ниже.

5.  Реформирование налоговых систем

Типы налоговых систем.