Конспект лекций по общей психологии, страница 35

7.   Чем грозит человеку недооценка метапотребностей?

8.  Что характеризует самоактуализированного человека?

      Литература:

1.  Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

2.  Максименко С.Д. Общая психология. М., К., 2001.

3.  Психология. СПб., 2002.

4.  Психология личности. Тексты. М., 1982.

5.  Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М., 1986.

6.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

7.  Экспериментальная психология. Вып.V. М., 1975.

Тема16.

Характер

      План лекции:

1.  Сущность, природа и истоки характера.

2.  Проблема типологии характера.

3.  Акцентуация характера.

4.  Принципы и пути воспитания и перевоспитания.

       Основные понятия:

характер, отношения, характер и темперамент, характер и личность, типология характера, психологические функции К.Юнга, акцентуация характера, типы акцентуации, психопатия, проблема патологии характера, воспитание, перевоспитание, самовоспитание.

Характер – «костяк» внутреннего мира личности, индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающее типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Формируется и проявляется через систему отношений, ценностей человека. Этот единство отношения и способа действия.

Отношения –  проявления взаимосвязей субъекта с элементами реальности, отражающие его систему ценностей. Определяют степень связи человека с миром, его включенность во взаимодействие с другими людьми, объектами, с самим собой. Традиционно выделяют следующие группы отношений:

·  общие (дисциплинированность, целеустремленность, принципиальность, честность, патриотизм, справедливость, мужество, справедливость и т.д.);

·  к себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость, застенчивость, обидчивость, эгоизм и т.д.);

·  к другим людям (гуманизм, доброта, грубость, коллективизм, откровенность, лживость, уважение, вежливость, хамство и т.д.);