Конспект лекций по общей психологии, страница 13

Поведение, действие, двигательный акт

План лекции:

1.  Деятельность и ее структура.

2.  Способы действия.

3.  Психомоторика человека.

Основные понятия:

деятельность, цель, мотив, потребность, интериоризация, экстериоризация, действие, операция, умение, навык, упражнения, перенос навыков, интерференция навыков, виды деятельности, игра, учение, труд, творчество.

Деятельность человека – осознанная или неосознанная активность, направленная на  достижение целей (удовлетворение потребностей), в ходе которой он приобретает определенный опыт. Она имеет  следующую структуру: цель – мотив – способ – результат.

Цель – аспект внешней или внутренней для человека реальности, имеющий в данный момент для него значение (степень субъективной важности) и вследствие этого – объединяющий его с реальностью.

Мотив – движущая сила (motion – движение), побуждающая человека к деятельности, основанная на потребности.

Потребность – состояние человека, отражающее его зависимость от чего-либо, рассогласование между тем, что требуется и тем, что есть, нехватка чего-либо.

Интериоризация – процесс накопления человеком опыта, «перенос» внешнего вовнутрь – один из путей формирования внутренней реальности.

Экстериоризация – процесс объективации накопленного человеком опыта, переход внутреннего во внешнее – один из путей формирования внешней реальности.

Действие – элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые. Различают моторные (двигательные) и умственные (сенсорные, мыслительные, мнемические) действия. Действие разлагается на операции.

Идеомоторное действие – мысленно совершенное, «прокрученное» в уме без моторной реализации. Обладает почти такими же эффектами, как и моторное (т.е. является обучающим, развивающим).

Операция – способ выполнения действия.

Умение – основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность в определенных условиях.

Навык – действие, автоматизировавшееся в результате упражнения.