Конспект лекций по общей психологии, страница 27

Речь – специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, форма общения  людей, интегратор сознания и универсальный его компонент.

Язык – система знаков (кодов) любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления. Проявляется в речи как звуково-словесное общение.

Функции речи – аспекты речевого процесса с точки зрения их роли в жизни человека:

·  коммуникативная – осуществление процесса общения, осуществляется в двух формах – сообщения (указывание или высказывание, преимущественно информационная) и побуждения (выразительная, эмоциональная, связанная с переживаниями;

·  сигнификативная, семантическая – обозначающая, представляющая речь как форму отражения действительности в системе понятий, их связей и отношений;

·  экспрессивная – собственно выразительная, реализуется через интонацию, мимику и т.д.;

·  регулятивная – управляющая, отражающая участие речи в произвольном управлении действиями, чувствами и мыслями (например, аутотренинг);

·  развивающая – отражает тот факт, что речь является интегратором сознания и важнейшим ее развивающим фактором.

Виды речи – классификация речевых процессов по:

1.  Модальности (отнесенности к определенной сенсорной или сенсомоторной системе) и степени активности пользователя речи:

·  устная – говорение (активная) и аудирование (пассивная), разделяется на монолог, диалог и полилог;

·  письменная – письмо (активная) и чтение (пассивная).

2.  «Локализации»:

·  внешняя;

·  внутренняя.

3.  Способам исполнения:

·  вербальная (словесная), звуковая;

·  невербальная, моторно-кинетическая (мимика, жестикуляция, интонация, поза, дистанция взаимодействия).

4.  Связи с психическими процессами:

·  речь-рассказ (описание)

·  речь-рассуждение (доказательство, аргументирование, анализ);

·  экспрессивные формы речи;

·  формы речи, выражающие действие (команды).