Лидерство и функции лидеров. Отличия между лидерами и менеджерами. Обзор общепринятых теорий лидерства, страница 8

Когда в очередной раз вы начинаете требовать от членов проектной команды «поработать сверхурочно», чтобы вовремя «закрыть» этап проекта и получить оплату от заказчика, двое из трех ваших подчиненных, не сговариваясь, кладут на ваш стол заявления об увольнении.

Ситуация 3.

Вы устроились работать в компанию вашей мечты – международную корпорацию. Вас взяли на должность исполняющего обязанности начальника отдела организационного развития (предыдущая руководительница отдела ушла в декретный отпуск, и вы временно ее заменяете). Сам отдел создан недавно после реструктуризации компании, и никто толком не знает, чем он должен заниматься. Вам предстоит выстроить работу отдела так, чтобы он органично вписывался в систему отношений в компании и приносил пользу, а также зарекомендовать себя как хорошего руководителя.

Однако, по прошествии времени вы понимаете, что это будет нелегко. Ваши подчиненные намного вас старше, и привыкли работать с предыдущей руководительницей. Они постоянно сравнивают вас с ней, причем не в вашу пользу. Кроме того, приставка «и.о.» - исполняющий обязанности – явно не прибавляет вам авторитета, и ваши подчиненные воспринимают вас как временную фигуру.

Вы решаете наладить отношения с коллегами в неформальной обстановке. К тому же, у вас появился удачный повод – ваш день рождения. Вы решаете устроить настоящий банкет, и в пятницу вечером накрываете праздничный стол в офисе. Но после поздравлений вашего вышестоящего руководства все сразу же разбегаются – у каждого сотрудника нашелся повод «улизнуть». Вы сидите в одиночестве за богатым столом и думаете о том, что же вам делать дальше.

Вопросы.

1.  Как проявились лидерские функции в поведении описанных менеджеров? Какая ориентация лидера – на задачу или на подчиненных – преобладает в каждом случае?

2.  Присутствуют ли какие-либо черты, характерные для лидеров в соответствии с исследованиями Стогдилла, у описанных в кейсе менеджеров? Каких черт им явно не хватает?

3.  Проанализируйте все три ситуации с помощью модели Фидлера. Насколько описанное поведение лидера эффективно в каждой из них? Объясните, почему. Используйте для пояснений соответствующий график (рис.1).

4.  Какой стиль, в соответствии с решеткой Блейка и Моутон, характерен для лидеров в каждой описанной ситуации? Определите их примерные координаты на матрице (рис.2). Какие рекомендации вы могли бы дать каждому из них, опираясь на концепцию Блейка и Моутон?

5.  Какой из описанных лидеров показался вам «ненужным»? Какие факторы выступали в качестве заменителей лидерства?

Литература

1.  Бендас Т. В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 447 с.

2.  Chung K.H., Megginson L.C. Organizational Behavior: Developing Managerial Skills. New York: Harper & Row, 1981. С.142

3.  Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2003. 528 с.

4.  Bennis W.G. Managing the Dream: Leadership in the 21st Сentury // Journal  of Organizational Change Management. 1989. Vol.2. No.1. P.7.

5.  Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 1999. 691 c.

6.  Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Спб.: Питер, 2001. 720 с. ; Лютенс Ф. Организационное поведение. С.390-466. ; Роббинз С.П. Основы организационного поведения. М.: Вильямс, 2006. 443 с. ; Rosenfeld R.H., Wilson D.C. Managing organizations. McGraw-Hill, 1999. 586 p.

7.  Stogdill R.M. Handbook of Leadership: A Survey of Theory and Research. New York: Free Press, 1974. P.81

8.  House R.J., Baetz J.L. Leadership: Some Empirical Generalizations and New Research Directions / In Staw B. M. (ed.) Research in Organizational Behavior. Greenwich: JAI Press, 1979. Vol.1. P.399.

9.  House R.J. A 1976 Theory of Charismatic Leadership / In Hunt and Larson (eds.) Leadership: The Cutting Edge. Pp.189-207.