Лидерство и функции лидеров. Отличия между лидерами и менеджерами. Обзор общепринятых теорий лидерства, страница 3

2. Теория лидерских черт

Исторически теория лидерских черт сформировалась раньше остальных теорий, поскольку исследования в рамках данной теории уходят корнями еще в древний Китай, Рим, Грецию. Философы уже тогда задавались вопросом: какие черты характерны для лидеров? Лидерами рождаются или становятся?

Нужно сказать, что в начале становления данной теории считалось, что лидеры обладают уникальными чертами от рождения. Такие великие личности, как Наполеон, должны были иметь «естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером» [5, с.396].

Позже под влиянием бихевиоризма сформировалось мнение, что многие черты лидеров могут быть приобретены в течение жизни. Однако все равно ученые не смогли прийти к единому перечню характеристик, которым должен обладать лидер. В разные годы проводилось множество исследований, направленных на выявление качеств, присущих лидерам. Так, организационный психолог Ральф Стогдилл обработал сотни характерологических исследований в попытке выявить, какие же качества отличают лидера от нелидера. Среди качеств, присущих лидерам, он называет:

·  Сильное стремление принять на себя ответственность и выполнить задачу

·  Решимость и упорство в достижении цели

·  Смелость и оригинальность при разрешении проблем

·  Стремление проявить инициативу в социальных ситуациях

·  Уверенность в себе и целостность личности

·  Готовность отвечать за последствия своих решений и действий

·  Умение снимать межличностное напряжение

·  Толерантность к фрустрации и различным проволочкам

·  Способность влиять на поведение других людей

·  Умение структурировать системы социальных взаимоотношений, подчиняя их выполнению задачи [7, с.81].

В приложении 1 приводится полный перечень характеристик, выявленных Стогдиллом (в обработке Т. В. Бендас), и коротко описывается их влияние на признание лидера его последователями.

Говоря о чертах личности лидера, нельзя не упомянуть и о таком понятии как харизма. По выражению американского исследователя Роберта Хауса, харизматичный лидер «силой своих личных способностей может оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей» [8, с.399]. В результате исследования поведения лидеров Хаус пришел к выводу, что харизматических лидеров отличают уверенность в себе и своих подчиненных, высокие ожидания в отношении подчиненных, идеологическое видение перспективы и воздействие личным примером. Последователи харизматического лидера идентифицируют себя с ним и его миссией, выказывают крайнюю лояльность и уверенность в нем, воспринимают его ценности, воспроизводят его поведение и осуществляют самооценку на основе отношений с лидером [9, с.189-207].

Таким образом, харизма способствует большему влиянию лидера на своих последователей и заставляет их менять свои установки и образцы поведения.

3. Ситуационная модель эффективного лидерства Фидлера

Ситуационные теории лидерства, как понятно из названия, при оценке поведения лидера рассматривают не только его личностные характеристики, но и описание ситуации, в которой происходит действие. Разные исследователи включают в характеристики ситуации разные параметры. Мы рассмотрим более подробно теорию Фреда Фидлера, поскольку она внесла ощутимый вклад в изучение феномена лидерства и обрела множество последователей.

С точки зрения Фидлера, эффективность группы зависит от успешности сочетания между стилем лидера и требованиями ситуации [10, с.13-144]. Фидлер выделяет три стиля, присущих лидерам:

·  Ориентированный на задачу;

·  Ориентированный на подчиненных;

·  Промежуточный.

Для определения стиля лидера Фидлер разработал шкалу «Наименее предпочтительный сослуживец». В приложении 2 приводится образец такой шкалы.

В качестве ситуационных переменных Фидлер рассматривает следующие три характеристики:

1. Взаимоотношения между лидером и группой. Насколько доверительные и поддерживающие отношения сложились между лидером и группой? Насколько благоприятная атмосфера царит в коллективе?