Лидерство и функции лидеров. Отличия между лидерами и менеджерами. Обзор общепринятых теорий лидерства, страница 4

2. Структурированность задачи. Насколько подробно описана задача, которую предстоит выполнить? Ясны ли требования? Четко ли сформулирован результат, который требуется получить на выходе?

3. Должностные полномочия. Обладает ли лидер формальным правом раздавать указания своим подчиненным? Легитимны ли его требования?

Ситуационные переменные в различном сочетании могут формировать благоприятную или неблагоприятную обстановку (контекст). Наиболее благоприятной считается ситуация, когда взаимоотношения между лидером и группой хорошие, задача ясна и максимально структурирована, и при этом лидер обладает должностными полномочиями руководить членами группы. Обратная ситуация, соответственно, считается наименее благоприятной. Остальные сочетания переменных, в зависимости от преобладания тех или иных характеристик, формируют более или менее благоприятную обстановку. Таким образом, важным этапом определения эффективности поведения лидера является оценка степени благоприятности ситуационных факторов.

На следующем шаге требуется сопоставить ситуационные переменные и стиль поведения лидера. Для наглядности интерпретации результатов удобно расположить оцениваемые переменные на следующем графике (рис.1).

Рисунок 1. Ситуационная модель эффективного лидерства Фидлера

Главная идея Фидлера состоит в том, что в очень благоприятной и очень неблагоприятной ситуациях более эффективным будет стиль лидера, ориентированный на задачу. Во всех ситуациях средней степени благоприятности эффективным будет стиль, ориентированный на отношения. При этом, по мнению Фидлера, ситуационные переменные изменить проще, чем стиль лидера [10]. Значит, в случае несоответствия стиля лидера характеристикам переменных лидер должен воздействовать на ситуацию в направлении приближения переменных к стилю лидера. Если же изменить контекст представляется невозможным, то стоит подумать о замене лидера на того, чей стиль лидерства больше соответствует ситуации.

Для определения стиля лидерства, адекватного в той или иной ситуации, с помощью графика нужно отметить на горизонтальной оси точку, которая соответствует степени благоприятности контекста, и восстановить из нее перпендикуляр. На пересечении с параболой проводится линия, перпендикулярная вертикальной оси, и таким образом определяется стиль лидерства, наиболее эффективный в сложившейся ситуации. Чтобы опробовать модель Фидлера в действии, в учебном задании приводятся три ситуации, в которых необходимо определить эффективность поведения лидера (см. раздел «Учебные задания»).

Может возникнуть вопрос, почему Фидлер считает именно такие сочетания стиля лидерства и ситуационных переменных наиболее эффективными? Сам Фидлер приводит два примера, которые ярко демонстрируют смысл его позиции [10, с.147]. Представим себе команду авиалайнера, ведомую капитаном корабля. Скорее всего, такая  команда будет достаточно сплоченной, отношения между лидером и подчиненными будут доверительными и поддерживающими, задача команды ясна – доставить пассажиров в нужное место в нужное время, и капитан имеет все необходимые полномочия для руководства командой. Описанный контекст с точки зрения ситуационных переменных Фидлера является максимально благоприятным. В этом случае капитан должен сосредоточиться на задаче, нет необходимости уделять особое внимание отношениям с подчиненными – все и так хорошо.

В качестве примера неблагоприятной ситуации Фидлер описывает роль «непопулярного организатора пикника» [10]. Предположим, в некоей организации перед лидером добровольного комитета, не пользующимся особой популярностью в коллективе, поставлена задача организовать пикник. Контекст в этом случае весьма неблагоприятный: отношения лидера и подчиненных натянутые, задача слабо структурирована (у каждого члены группы свое представление о том, что такое «хороший пикник»), и лидер не обладает нужными должностными полномочиями (в организации нет официальной должности «организатор пикников»). В подобной ситуации лидеру нет смысла пытаться ориентироваться на выстраивание отношений, поскольку все равно всем не угодишь. Он должен максимально сосредоточиться на выполнении задачи, не обращая внимания на то, нравится это его подчиненным или нет.