Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов недропользователей (на примере предприятий золотодобывающей промышленности) (Глава 3 книги Разовского Ю.В. "Горная рента. Экономика и законодательство"), страница 4

Для горно-добывающего предприятия компенсационные пла­тежи могут быть единовременными капитальными вложениями, если земельный участок приобретается в собственность, или спи­сываться на себестоимость продукции в составе арендной пла­ты, если земельный участок арендуется. Для горного предприя­тия компенсационные платежи — затраты производства, для соб­ственника земельного участка — дифференциальная земельная, лесная, водная и другие виды природной ренты. Леса, озера и другие природные ресурсы объективно являются общенациональ­ным достоянием, поэтому компенсационные платежи должны направляться в бюджеты органов государственной власти в соот­ветствии со статусом земель и служить источником для опосре­дованных (реализация социальных, экологических и других про­грамм) выплат гражданской ренты. Уклонение от компенсаци­онных выплат и сокрытие нанесенного ущерба должны пресле­доваться в административном и даже уголовном порядке.

Плата за недра (поточная горная рента)

В процессе добычи и первичной переработки сырья горно­добывающие компании эксплуатируют недра, объективно при­надлежащие всему обществу, всем гражданам страны. В отече­ственной практике плата за недра рассматривалась как форма изъятия прибыли горных предприятий в централизованные фон­ды министерств. Поступавшие средства распределялись внутри отрасли как инвестиции и использовались на поддержание убы­точных предприятий. В дальнейшем плата за недра рассматрива­лась как источник геолого-разведочных работ, а также способ изъятия как абсолютной, так и дифференциальной ренты. В со­временных условиях рыночных отношений плату за недра следу­ет рассматривать как арендную плату за использование недр, один из источников формирования фонда гражданской ренты. Эконо­мическая сущность платы за недра заключается в оплате пред­приятием эксплуатируемого природного ресурса (месторождения полезных ископаемых), находящегося в недрах. Поскольку недра объективно являются общенациональным достоянием, постоль­ку плата за недра — это по сути оплата в рассрочку предоставля­емого предприятию права (лицензии) на разработку месторож­дения полезных ископаемых. Рассроченная оплата лицензии ес­тественным образом относится на себестоимость продукции, как и все другие затраты (подобно приобретению сырья промыш­ленными предприятиями). Плата за недра (потонная горная рен­та) является не налогом, а арендной платой за используемый природный ресурс недр — месторождение полезных ископаемых. Это источник формирования фонда гражданской ренты. По сво­ей природе недра являются гражданской собственностью, их

101

нельзя поделить на участки и ввести частную собственность на подземные природные богатства, простирающиеся вплоть до ядра земного шара. Кроме того, месторождение полезных ископаемых — это такая аномалия земной коры, разработка которой прино­сит прибыль. То, что вчера было «пустой» породой, сегодня мо­жет стать месторождением, а через некоторое время — снова «пустой» породой. Все это обусловливает общественный харак­тер распределения ренты, возникающей в процессе эксплуата­ции даже самого худшего по горно-геологическим и экономико-географическим характеристикам месторождения.

Плата за недра должна устанавливаться в стоимостном выра­жении как доля в объеме производства продукции горно-добы-вающего предприятия, реализуемой сторонним организациям, например если это руда или уголь, то каждая 5-я — 10-я тонна проданной руды (угля) в денежном выражении. Плата за недра не должна превышать 10% объема производства продукции и должна снижаться в кризисные периоды экономики. Принцип минимального изъятия абсолютной ренты в форме платы за не­дра предусматривает в случае возникновения у недропользовате-ля сверхприбыли — дифференциальной горной ренты ее акциз по методике, которая будет рассмотрена в гл. 4.