Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов недропользователей (на примере предприятий золотодобывающей промышленности) (Глава 3 книги Разовского Ю.В. "Горная рента. Экономика и законодательство"), страница 3

Вышеизложенное позволяет сделать вывод: платеж аренд­ная плата за используемые природные ресурсы и возмещение ущерба, наносимого окружающей среде, акциз изъятие диф­ференциальной горной и любых других видов ренты в пользу общества и государства, налог — сбор части прибыли предприя­тия и дохода физического лица на содержание государства и его институтов.

Проведенные исследования показали, что система платежей, акцизов и налогов горно-добывающего предприятия должна вклю­чать плату за землю, за воду, за недра и другие природные ре­сурсы, компенсационные платежи (компенсация уничтожаемых природных ресурсов), акциз дифференциальной горной ренты, налог на прибыль. В переходный период к гражданскому обще­ству могут сохраняться единый социальный налог, единый до­рожный налог, налог на местные нужды и некоторые другие.

Платежи за природные ресурсы

Плата за землю

Необходимость в процессе эксплуатации месторождения ис­пользовать земную поверхность, земельный участок (земельный отвод) обусловливает включение горного предприятия в систе­му земельных отношений, которые должны регулироваться спе­циальным нормативным актом, входящим в Горный кодекс. Ис­пользование предприятием общенационального природного ре­сурса — земли обусловливает взимание платы за землю (абсо­лютной земельной ренты, см. классификацию), размер которой зависит только от площади земельного участка.

В зависимости от статуса земель (федеральные, губернские, республиканские, областные, районные) плата за них должна

99

поступать в бюджеты органов государственной власти соответ­ствующих уровней или в фонд гражданской ренты.

По своей экономической природе с точки зрения права соб­ственности на землю плата за землю — абсолютная земельная рента. Но поскольку земная поверхность объективно является общенациональным природным ресурсом, постольку плата за землю является частью гражданской ренты. Для горного пред­приятия плата за землю — это затраты производства.

Компенсационные платежи

В отличие от абсолютной земельной ренты, зависящей только от площади земельного участка, дифференциальная земельная рента связана с различиями в качестве земель, включая плодо­родие почв, рельеф местности, уровень грунтовых вод и другие особенности. В сочетании с благоприятными климатическими условиями, гидрографией, небольшой удаленностью от крупных населенных пунктов, наличием дорог и другой инфраструктуры относительно лучшее качество земель обусловливает возможность получения сельскохозяйственными производителями кроме при­были еще и дифференциальной земельной ренты.

Если земельный участок занят в целях разработки месторож­дения, то он, как правило, не может быть использован в сельс­кохозяйственном производстве, следовательно, потерянное (и в большинстве случаев безвозвратно) природное качество земли, совокупно выраженное дифференциальной рентой в форме до­полнительного денежного рентного дохода, должно быть ком­пенсировано наряду с потерянной, неполученной прибылью.

Аналогичная экономическая ситуация возникает и в том слу­чае, если на поверхности земли, отчужденной для проведения горных работ, находятся лесные массивы, водоемы, другие при­родные ресурсы, используемые в производственной, заготови­тельной, иной коммерческой деятельности. В данном случае ком­пенсации подлежит прибыль, а также дифференциальная лес­ная, водная, промысловая рента.

Безусловной компенсации подлежит ущерб, нанесенный гор­ными работами лесам, озерам, рекам, заповедникам, паркам, уникальным геологическим объектам, не используемым в про­изводственной или иной коммерческой деятельности, в размере стоимости их полного восстановления, доведения до первона­чального состояния или создания абсолютного аналога в другом месте. Невозможность восстановления природного объекта или астрономическая стоимость таких работ будет свидетельствовать лишь о нецелесообразности разработки месторождения полез­ных ископаемых вблизи данного объекта.

100