Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов недропользователей (на примере предприятий золотодобывающей промышленности) (Глава 3 книги Разовского Ю.В. "Горная рента. Экономика и законодательство"), страница 13

Выводы гл. 3               х

1. Развитие рыночных отношений обусловливает необходимость экономически обоснованного государственного регулирования разработки и использования недр, важнейшей частью которого являются платежи за природные ресурсы, акцизы и налоги. Ре­формирование налоговой системы следует начинать с норматив­ного утверждения понятий: платеж — оплата используемых, унич­тожаемых природных ресурсов, акциз — изъятие горной и любых других видов ренты в пользу общества и государства, налог — сбор части прибыли предприятия и дохода физического лица на содержание государства и его институтов.

2. Платежи за природные ресурсы (плата за землю, недра), компенсационные платежи (возмещение ущерба, наносимого окружающей среде) не являются налогами, это затраты произ­водства, включаемые в себестоимость выпускаемой продукции, используемые на оплату арендуемых, приобретаемых, уничто­жаемых природных ресурсов. Взаимоотношения предпринимате­ля, общества и государства в процессе эксплуатации недр долж­ны непосредственно регулироваться платой за землю, за недра, налогом на прибыль и опосредованно учетной ставкой Централь­ного банка, определяющей уровень нормальной прибыли и диф­ференциальной ренты.

3. Анализ данных табл. 3.2 — 3.7 показывает, что при действо­вавшем механизме бессистемных налоговых изъятий соотноше­ние долей дохода золотодобывающего предприятия, поступаю­щего государству и остающегося в распоряжении предприятия, было равно 39,75 : 1,8, или (округленно) 20 : I (вариант, обуслов-

115 •

ливающий стагнацию добычи золота). В случае реализации предла­гаемой системы изъятия («эволюционный» вариант) соотношение долей дохода, поступающих государству и горному предприятию, составило бы 26,62: 17,5, или (округленно) 1,5: 1.

4. В целях стимулирования инвестиций в добычу золота может применяться особый налоговый порядок (регламентируется Фе­деральным законом «О соглашениях о разделе продукции»). По предложенному стимулирующему «революционному» варианту соотношение долей дохода, поступающего государству и остаю­щегося в распоряжении инвестора, составит 20,64: 20,84, или (округленно) 1:1. Разделение дохода в соотношении 50% на 50% (1:1) между государством и инвестором в мировой практике не-дропользования считается минимально допустимым для государ­ства. Снижение издержек добычи золота при отработке богатых месторождений ниже уровня в 58,5% от величины дохода от ре­ализации продукции, или (округленно) 60%, может привести к увеличению доли инвестора при его разделе. В этом случае дол­жен вступать в действие механизм частичного акциза (70% вели­чины сверхприбыли) дифференциальной горной ренты. В исклю­чительно фискальной налоговой системе золотодобывающие пред­приятия не имели и не имеют не только дифференциальной гор­ной ренты, но и нормальной прибыли.

Таблица 3.8


Предложенная система платежей, акцизов и налогов предприятий-недропользователей