Современное состояние и тенденции развития ядерной энергетики в странах Западной Европы. Часть II (Перспективы развития ядерной энергетики. Правовая база ядерной энергетики), страница 14

Во Франции правовые вопросы атомной от­расли промышленности включались в законода­тельные положения, относящиеся к обычным сферам деятельности (например, в законы об охране окружающей среды, о выбросах в атмо­сферу, водопользовании, охране здоровья и тех­нике безопасности на производстве).

Французское законодательство, относящее­ся к ядерной энергии, характеризуется разнооб­разием форм (законы, президентские указы, правительственные решения). При этом не все­гда соблюдается верховенство закона. Так, ос­новным положением, определяющим деятель­ность в атомной промышленности (в том числе, систему лицензирования), остается указ (декрет) о базовых ядерных установках. Во Франции до сих пор нет государственного закона об атомной энергии. Решением правительства создаются органы регулирования в атомной отрасли.

В 2002 г. во Франции закончилось реформи­рование органов ядерной безопасности и радиа­ционной защиты. Эта реформа была призвана объединить две системы надзора в единую, ор­ганизованную по принципу Комиссии ядерного контроля (NRC) в США. До 2002 г. во Франции существовали две самостоятельные организа­ции, одна из которых отвечала за безопасность ядерных установок и подчинялась Министерст­ву промышленности (DSIN), а вторая — за ра­диационную безопасность и подчинялась Мини­стерству здравоохранения (BDS, OPRI). В ре­зультате реформы была создана единая органи­зация по контролю за ядерной безопасностью и радиационной защитой (DGSNR). Вместе с ре­гиональными управлениями главное управление DGSNR входит в состав Национальной органи­зации по ядерной безопасности (ASN). Новый орган надзора подчиняется трем министерствам, отвечающим за энергетику, здравоохранение и экологию. Научно-техническую поддержку но­вому органу призван оказывать Институт ра­диационной защиты и ядерной безопасности (IRSN). Реформа получила разную оценку. По мнению одних экспертов, перевод контроля за радиационной  безопасностью  под управление


Министерства промышленности является ослаб­лением контроля за безопасностью для здоровья населения. Другие специалисты считают, что такая реформа дает больше возможности для осуществления всех видов контроля, объединяя технические средства в одной организации. Кроме того, в результате реформы проведено полное разделение функций эксплуатирующих организаций и органов контроля (орган надзора за безопасностью) [20].

При создании DGSNR его персонал соста­вил 230 чел., и предполагалось создать группу инспекторов по радиационной безопасности из 150 чел.

Новый институт IRSN, созданный на базе Института радиационной защиты и ядерной безопасности (JPSN) и штата экспертов Службы защиты от ионизирующей радиации (OPRI), имеет штат сотрудников 1500 чел. (среди кото­рых 225 чел. из OPRI) с бюджетом 250 млн ев­ро/г. (2005 г.), в том числе 40 млн евро за счет работ по контрактам.

Список литературы

1.  Nuclear power in Belgium. — WNA. August 2004.

2.  Energy for Sustainable Development. — WNA. June 2004.

3.  A. Sains, A. MakLachlan. Ringhals seeks to justify uprate... — Nucl. Week, 2005, v. 46, No 5, p. 11.

4.  EdF reports income up... — Nucl. Week, 2005, v. 46, No 13, p. 7.

5.  Nuclear Power in the United Kingdom. — WNA. June 2004.

6.  Nuclear energy in Finland. — WNA. June 2004.

7.  Economics of nuclear power. — WNA. Sept. 2004.

8.  Heller W. Die Wirtschaftlichkeit der Kernkraftwerke heute. — atw, 2004. Jg. 49, H. 10, s. 594—595.

9.  Finnish decision helped, but economics ruled EdF's EPR choice. —Nucl. Week, 2004, v. 45, No 50, p. 10—11.

10.  A. Sains. Finnish government issue license for construc­tion of Olkiluoto-3. — Nucl. Week, 2005, v. 46, No 8, p. 1, 10.

11.  Decommissioning nuclear facilities. — WNA. Nuclear Issue Briefing Paper, 13 Jan. 2005.

12.  Decommissioning: a new nuclear down — or sunset? — Nucl. Engng. Intern., 2005, v. 50, No 607, p. 6—7.

13.  A. Corcuff, A.D. Gomes. Le programme de deconstruction des centrals de premiere generation d'EdF. — Rev. Gen. Nucl., 2003, No 6, p. 34—37.

14.  Nuclear waste «euro-dump's»? — Nuclear monitor, 2002, No 576, p.l6(nov. 8).

15.  Italy's shutdown strategy. — Nucl. Engng. Intern., 2003, v. 48, No 593, p. 18—21.

16.  Dismantling and decommissioning of Vandellos 1. — Rev. Gen. Nucl., 2003, No 6, p. XIII.

17.  The how and how much. — Nucl. Engng. Intern., 2003, v. 48, No 593, p. 30—32.

18.  Decommissioning in the United Kingdom. — nea.fr./html/ rwn/uk.decommission.