Современное состояние и тенденции развития ядерной энергетики в странах Западной Европы. Часть II (Перспективы развития ядерной энергетики. Правовая база ядерной энергетики), страница 11


снижению затрат вследствие снижения уровня излучения при распаде радионуклидов. Однако такое снижение может быть компенсировано более высокими затратами на поддержание безопасности и осуществление контроля при консервации установки до ее демонтажа.

Считается, что даже при существующей не­определенности в оценке затрат и применении норм дисконтирования при расчетах доля расхо­дов, приходящаяся на снятие с эксплуатации, составляет незначительную часть общих расхо­дов на производство электроэнергии. В табл. 9 представлены значения затрат на снятие с экс­плуатации АЭС с различными типами реак­торов.

Основными статьями расходов, каждая из которых превышает 25% всех затрат на снятие с эксплуатации, являются расходы на демонтаж, а также на обработку и хранение радиоактивных отходов. В отдельных случаях расходы на де­монтаж могут достигать 60% общих расходов, но в среднем они составляют 25—34%, в зави­симости от типа реактора. Средние расходы на обработку и хранение отходов достигают 17— 43%, также в зависимости от типа реактора.

В большинстве стран расходы на снятие с эксплуатации ложатся на владельца или опера­тора ядерной установки. В случае частного вла­дения установками ответственность за снятие с эксплуатации либо определяется законом (в Гер­мании), либо закрепляется лицензией в виде обязательства оператора создавать и управлять фондом или финансовыми гарантиями для этих целей.

Способы создания и управления фондами различны в разных странах. В общем случае та­кие фонды образуются за счет отчислений от доходов от коммерческой деятельности, и раз­меры необходимых фондов пересматриваются на правовой основе, обычно раз в 1—5 лет. Раз­мер фонда согласуется с правительством либо

Таблица 9. Затраты на снятие АЭС с эксплуатации [11]

Тип реактора

Удельные затраты, дол./кВт эл.

Примечание

Предельные значения

Среднее значение

PWR ВВЭР

BWR CANDU GGR (тип Magnox)

200—500 200—500

300—550 270—435 До 2600

320 330

420 360

Финляндия счита­ет, что может сни­зить затраты до 162 дол/кВт эл.


АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 5


13



через органы регулирования (Швеция), либо че­рез организацию, отвечающую за обращение с радиоактивными отходами (Бельгия, Испания).

В некоторых странах сами операторы по­полняют фонды и управляют ими при соответ­ствующем надзоре, в других странах фонды со­бираются операторами, а управляются специ­альными независимыми органами. Например, в Испании фирма ENRESA пополняет фонды и управляет ими, так как ответственность по сня­тию с эксплуатации лежит на этой фирме. В Швеции орган регулирования назначает ежегод­ную величину отчисления в фонд и представля­ет на рассмотрение в правительство, которое ее утверждает, а независимый орган, Управление фондом по обращению с радиоактивными отхо­дами, управляет этим фондом. В Финляндии Го­сударственный фонд по обращению с радиоак­тивными отходами при Министерстве промыш­ленности и торговли осуществляет наполнение, хранение и управление фондом. В Швейцарии фонд собирает и управляет им непосредственно национальное правительство. В половине стран мира держателем фонда является оператор АЭС, в пяти странах — государство, в восьми — спе­циальные органы.

При переходе к свободному рынку электро­энергии задачей правительства является обеспе­чение условий, при которых к моменту снятия ядерных объектов с эксплуатации в фондах бы­ло бы накоплено достаточное количество средств и отложенная ответственность по сня­тию легла бы на потребителей электроэнергии, а не на налогоплательщиков.