Обзорная лекция по дисциплине «Бюджетное право», страница 8

В этой теме Вы должны изучить, в каких фондах и для чего концентрируются средства, выделяемые субъектам РФ и муниципалитетам в виде помощи.

В 1994г. впервые был создан такой фонд, получивший название фонда финансовой поддержки регионов (позднее это название было уточнено и теперь в нормативных документах фонд называется фондом поддержки субъектов РФ). Порядок создания и распределения фонда неоднократно совершенствовался. В конце 90-х годов было создано еще несколько фондов специальных фондов для более разносторонней и контролируемой помощи субъектам РФ. Вам следует знать все фонды поддержки, существующие в настоящее время. Их систематизации поможет компьютерная обучающая программа.

Тема 6. Бюджетный процесс в РФ и его стадии

Бюджетное планирование является составляющей финансового планирования, оно тесно связано с другими экономическими и финансовыми планами, в частности, с прогнозом социально-экономического развития России, сводным финансовым балансом, основными направлениями денежно-кредитной политики, разрабатываемыми Центральным банком РФ и другими.

В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы. Перспективный финансовый план разрабатывается Минфином РФ на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется и сдвигается на один год вперед.

Сводный финансовый баланс показывает, какими финансовыми ресурсами располагает определенная территория и как их можно использовать. В масштабах всей России этот баланс охватывает средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, средства внебюджетных фондов всех уровней, средства предприятий, расположенных на территории РФ. Сводный финансовый баланс разрабатывает Министерство экономического развития и торговли. В расходной части сводного финансового баланса отражаются расходы всех уровней бюджетной системы и затраты осуществляемые предприятиями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.

Сводный финансовый баланс, составляемый на территориальном уровне, имеет свою специфику, которая обусловлена перераспределением средств между территориями, в частности, передачей части средств в федеральный бюджет и получением помощи из федерального бюджета. Состав сводного финансового баланса на общегосударственном уровне и на уровне отдельных территорий приведен в учебнике. Изучая его, сравните сходства и различия в составе этих балансов.

Основной составляющей бюджетного планирования является составление проектов бюджетов. Порядок составления проекта федерального бюджета регламентируется федеральными нормативными актами, порядки составления бюджетов на уровне субъектов РФ регулируются нормативными актами этих субъектов. Однако основы работы над проектом бюджета закреплены в Бюджетом кодексе РФ.

Изучая этот вопрос, обратите внимание, что составление проектов бюджета является прерогативой Правительства РФ (по федеральному бюджету), исполнительных органов власти субъектов РФ (по бюджетам субъектов РФ) и органов местного самоуправления (по местным бюджетам). Однако указанные структуры частично делегируют свои права специализированным финансовым институтам. Федеральный бюджет, в частности, составляет Минфин РФ, вместе с ним в бюджетном планировании участвует больше количество федеральных министерств, ведомств и комитетов.

Порядок документооборота при работе над проектом бюджета регулируется постановлениями правительства РФ на соответствующий год. Проект бюджета, подготовленным Минфином, направляется на рассмотрение в Правительство РФ и только после того как он принят Правительством РФ, он передается на рассмотрение в Федеральное Собрание.

Организация бюджетных процедур на уровне федерации регулируется Бюджетным кодексом РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок осуществления той или иной бюджетной процедуры. Однако в основе всех без исключения бюджетных процедур лежат следующие действия:

- рассмотрение проекта бюджета законодательным органом и его утверждение. Для этого проект бюджета представляется в законодательный орган или орган местного самоуправления вместе с рядом других документов, которые необходимы для принятия обоснованного решения.