Обзорная лекция по дисциплине «Бюджетное право», страница 2

Каждая тема компьютерной обучающей программы состоит из нескольких разделов, каждый из которых отличается по целям, структуре и направлению.

Первый раздел. Любая тема компьютерной обучающей программы начинается со справочного материала, который содержит основные положения изучаемой темы и указания, где, в каких нормативных документах их можно найти. Если в программе есть ссылки на такие документы, обязательно ознакомьтесь с рекомендованными материалами.

Второй раздел содержит вопросы для самостоятельной проверки усвоения знаний. Вопросы могут быть построены разными способами, однако в любом случае вопроса программа обязательно предоставляет Вам возможность ознакомиться с правильным ответом.

Если Вы сделали ошибку при ответе на вопросы, вернитесь к данной теме и изучите ее еще раз сначала по учебнику, затем по рекомендованным нормативным документам (если такие есть), а потом с помощью компьютерной обучающей программы.

После того как Вы дали правильные ответы на все вопросы для самопроверки, Вы можете приступать к третьему разделу компьютерной обучающей программы, который содержит контрольные задания для проверки усвоения материала. Эти тесты имеют разную степень сложности. На большинство контрольных вопросов и тестов ответы можно найти в тексте учебника «Бюджетное право». Но над некоторыми из вопросов Вам придется дополнительно подумать. Ответы на вопросы этого раздела компьютерной обучающей программы необходимы, чтобы преподаватель–консультант мог оценить Ваши знания. По этой причине к нему Вам рекомендуется приступать только после тщательного изучения данной темы программы, если Вы уверены в том, что весь материал усвоен достаточно полно.

Перейдем теперь к обзору учебного материала дисциплины «Бюджетное право».

Программа по дисциплине «Бюджетное право РФ» включает 7 тем.

Тема 1. Бюджетное законодательство как основа нормативного регулирования бюджетных правоотношений

Эта тема посвящена изучению содержания понятия «бюджет», его места в финансовой системе и роли бюджета как инструмента регулирования и контроля.

При изучении этой темы следует обратить внимание на определение бюджета. Четко уяснить, что бюджет – это понятие многоплановое. Под «бюджетом» можно понимать основной финансовый план, который составляет федерация, каждый субъект федерации и все муниципалитеты. Бюджет можно рассматривать и как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения.

Как экономическая категория бюджет входит в состав финансов и выполняет присущие ему функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция бюджета реализуется при формировании его доходов и источников финансирования бюджетного дефицита и использовании бюджетных средств. Контрольная функция находит свое проявление в бюджетном контроле.

Организационная структура бюджета претерпевает изменения по мере развития государства. Изучая развитие бюджетной системы России, следует четко уяснить отличия бюджетных систем, существовавших на разных исторических этапах в России, понять не только особенности каждой из систем, но и причины их обусловившие.

Здесь же рассматривается структура бюджетного законодательства и место Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ и других нормативных актов в системе правового регулирования бюджетных отношений.

Разграничение бюджетных прав между федерацией и субъектами федерации станет понятным, если исходить из базового принципа такого разграничения – решение всех вопросов касающихся интересов всего государства осуществляет федерация, территориальные вопросы могут самостоятельно регулировать субъекты федерации, а в ведении муниципалитетов находятся проблемы местного значения.

Исходя из этого принципа, определение основ организации и функционирования всей бюджетной системы осуществляет федерация, а установление процедуры составления бюджета, например, Орловской области предоставлено органам власти этой области. В связи с таким разграничением бюджетных прав органов государственной власти РФ порядок составления проекта бюджета Курской и Орловской области может иметь достаточно большие расхождения, а регулирующие доходы они будут получать из федерального бюджета по одному и тому же принципу.