Размещение механизмов в машинном отделении судна, страница 4

Утилизационные паровые котлы размещают в шахтах МО и, по возможности, не поднимают их высоко над главной палубой, принимая во внимание их массу и габариты. В непосредственной близости от них устанавливают и сепаратор пара.

Перекачивающие, откачивающие, циркуляционные и другие насосы аналогичного назначения устанавливаются вблизи мест забора перекачиваемой жидкости, с приемными патрубками минимальной длины и достаточно большого проходного сечения.

Вспомогательные механизмы, принадлежащие к одной системе СЭУ, группируются в определенном районе МО, что уменьшает расход материалов, прежде всего труб, и облегчает управление и техническое обслуживание систем. Причем насосы для обеспечения надежных условий всасывания располагают ниже, а их электродвигатели выше настила МО. Наибольшая компактность механизмов и оборудования достигается в случае применения агрегатированных систем.

Новым прогрессивным методом в проектировании СДЭУ является блочная компоновка механизмов и оборудования в МО. Суть этого метода состоит в разделении СЭУ на отдельные функциональные блоки. Сборка таких блоков производится в цехе, что существенно ускоряет монтаж и повышает качество сборки. Применение блочного монтажа позволяет расширить межпроектную унификацию путем создания зональных блоков и сократить сроки разработки расположения машин, механизмов и оборудования в МО.

Насосы, подающие топливо к главному, вспомогательному двигателям и вспомогательному парогенератору, должны работать от расходной цистерны, расположенной выше насоса.

Масляные насосы с автономным приводом в СДЭУ с МОД и СОД, как правило, устанавливаются вблизи сточно-циркуляционных цистерн со стороны подвода масла к двигателю. На высокооборотных двигателях масляные насосы навешивают в носовой части дизеля. Такое положение насосов определяет место установки циркуляционных масляных цистерн и другого оборудования масляной системы двигателя. В этом случае циркуляционные цистерны навешивают на носовую переборку или на борт и реже делают во втором дне.

Положение холодильников масла и пресной воды определяется стремлением сократить трассы охлаждаемой и охлаждающей жидкостей. В СДЭУ с МОД эти теплообменники устанавливают вблизи насосов, в том числе на платформе над насосами. На судах относительно небольшого водоизмещения холодильники могут устанавливаться на бортовых кронштейнах или даже под настилом МО.

При размещении оборудования, обеспечивающего СДЭУ сжатым воздухом, необходимо учитывать динамическую нагрузку, вызывающую вибрацию и шум. Так недостаточно уравновешенные поршневые компрессоры создают вибрацию, поэтому такие механизмы следует устанавливать на жестких и прочных фундаментах, предпочтительно на амортизаторах.

Расположение компрессора относительно пульта управления определяется степенью автоматизации установки. При малой степени автоматизации компрессоры ставят вблизи ЦПУ, чтобы удобно было наблюдать за их работой. При соответствующей степени автоматизации следует устанавливать компрессоры исходя из удобства общего расположения механизмов.

На судах с мощными двигателями, где баллоны пускового воздуха занимают значительный объем при относительно небольшой массе, их располагают на платформах со стороны подвода воздуха к двигателю. Компрессоры воздуха ставят на той же платформе или ниже в трюме под баллоном. В установках небольшой мощности и на вспомогательных двигателях баллоны могут устанавливаться рядом с дизелем, а компрессоры в трюме.

Расположение механизмов общесудового назначения основано на тех же принципах, что и механизмов СДЭУ. Так, балластные и пожарные насосы целесообразно устанавливать на той же кингстонной перемычке, что и насосы забортной воды. Необходимо иметь в виду, что эти механизмы могут быть использованы в качестве резервных в системах СДЭУ.