Размещение механизмов в машинном отделении судна, страница 3

Рис. 7.2. Три варианта сравниваемых машинных установок

Описанные три установки предполагаются в качестве альтернативы для судна Ro-Ro водоизмещением 20000 т. с основными размерениями 175х22х7,5 м со скоростью хода 18 узлов. На рис. 7.3 и 7.4 показаны продольный разрез и план нижней палубы судов с двигателями 6L64 и электропередачей


Рис. 7.3. Вид сбоку и план нижней палубы судна Ро-Ро с двигателем Wartsila

Рис. 7.4. Вид сбоку и план нижней палубы с дизель-электрической передачей


Рис. 7.5. Относительные затраты трех                          машинных установок

Для составления эксплуатационных расходов и капитальных затрат на каждую установку учитывали затраты на SCR (Selective Catalytic Reduction of the NOx in the exhaust) – селективное каталитическое уменьшение NOx в выхлопных газах, на смазочное масло, на топливо, на обслуживание, на ежегодные капитальные расходы. По эксплуатационным расходам первое место занимает дизель-электрическая установка, которая на 450000 евро (рис. 7.5) превысила установку с двигателем 6L64 и на 270000 евро установку с двумя двигателями 6L46. Причем дизель-электрическая установка оказалась дороже по капитальным затратам (на стоимость двух гребных электродвигателей и четырех генераторов минус 150 метров валопровода) и затратам на топливо (9÷10% по расходу топлива).

7.2. Размещение механизмов и оборудования в МО

Вторым комплексом механизмов, влияющим на размещение СДЭУ, является электростанция, которая может состоять из дизель-генераторов, валогенераторов и распределительных щитов. Дизель-генераторы, являющиеся источниками вибрации и шума, целесообразно устанавливать на амортизаторы в трюме параллельно диаметральной плоскости. При установке ДГ на платформах необходимо платформы подкреплять.

Для уменьшения влияния шума на обслуживающий МО персонал ДГ целесообразно огораживать экраном, либо дизель-генераторы капотироавть. Примером последнего служат ДГ фирмы MAN 16/24, 21/31 и 27/38. В настоящее время, в связи с внедрением систем дистанционного управления в шумоизолированном ЦПУ, место расположения ДГ с точки зрения шумности становится не столь важным.

Установка ВГ всегда связана с местом отбора мощности от главного двигателя (в носу или в корме), от редуктора или от линии гребного вала. В большинстве случаев генератор устанавливается над настилом МО в кормовой части, с одной стороны от линии вала. На рыбодобывающих судах иногда с обеих сторон от линии вала.

На судах специального назначения, где мощность генераторов становится соизмеримой с мощностью ГД, электростанция может быть вынесена в отдельное шумоизолированное помещение – машинное отделение вспомогательных механизмов.

Расположение автономных агрегатов судовой электростанции (СЭС) определяется геометрической формой машинного отделения, числом и размером агрегатов СЭС. На рис. 7.6 показаны три наиболее часто встречающихся варианта размещения дизель-генераторов четырехагрегатного состава СЭУ.

Рис. 7.6. Варианты размещения агрегатов СЭС в МКО

Главные распределительные щиты чаще всего поднимают на платформы, где вместе с пультами управления главных ДВС и многими другими механизмами образуют центральные посты управления энергетической установкой.

Аварийные дизель-генераторы с их распределительными щитами должны быть установлены в помещении, расположенном выше палубы переборок вне машинной шахты.

Третий комплекс агрегатов, определяющий характер размещения вспомогательного оборудования – вспомогательный и утилизационный парогенераторы. Оба агрегата при работе не создают динамической нагрузки на фундаменты. Вспомогательные парогенераторы могут устанавливаться как в трюме, так и на платформах, с учетом рационального использования места и сокращения трасс трубопроводов к потребителям. В связи с этим вспомогательный парогенератор целесообразно ставить у передней переборки МО, ближе к месту потребления – к цистернам, отсекам грузовых насосов с паровым приводом, жилим и служебным помещениям. Однако на танкерах, где парогенераторы имеют большую производительность (а, следовательно, и габариты), их чаще устанавливают на платформе в корму от главного двигателя при кормовом расположении МО.