Рекомендации по организации планирования хозяйственной деятельности лесхозов в условиях переходного периода, страница 2

  Учитывая, что на данном этапе возрастная структура лесов не обеспечивает главное лесопользование в размерах нормальной лесосеки и имеются существенные различия в экономических условиях лесхозов для лесного дохода устанавливается особая форма распределения и использования. В распоряжении лесхоза оставляется только та часть лесного дохода, которая необходима для возмещения издержек лесохозяйственного производства с учетом нормативной прибыли. Остальная часть перечисляется в Централизованный фонд развития лесного хозяйства, который используется для дотаций лесхозам, не имеющим достаточно собственных средств на финансирование лесохозяйственного производства. В этот фонд перечисляются также бюджетные дотации, средства различных спонсоров и т.п., направляемые на расширенное воспроизводство лесных ресурсов, оздоровление лесов и создание необходимой производственной инфраструктуры.

  Исходя из соотношения доходов и расходов лесохозяйственного производства, все лесхозы на переходный период до 2015 г. подразделяются на три группы:

а) лесхозы с доходами, превышающими размер операционных расходов на сумму, достаточную для расчетов с бюджетом по налогам и сборам, с вышестоящей организацией, а также обеспечивающую возможность формирования фондов экономического стимулирования;

б) лесхозы, в которых лесохозяйственное производство окупаемо, но прибыль, как таковая, отсутствует и они не могут рассчитаться с бюджетом и образовать фонды экономического стимулирования;

в) лесхозы, в которых по независящим от них причинам операционные расходы по лесохозяйственному производству превышают размер собственных доходов.

Источником дотаций для лесхозов второй и третьей группы является Централизованный фонд развития лесного хозяйства. При этом сумма дотаций не может превышать дефицит финансирования лесохозяйственного производства и должна контролироваться величиной ежегодного прироста корневой стоимости древесного запаса. Дотации носят временный характер и рассматриваются как дополнительные вложения в лесохозяйственное производство, направленные на формирование лесов оптимального состава и возрастной структуры.

  Переход лесохозяйственных предприятий на самофинансирование предполагает также уточнение производственной структуры лесохозяйственных предприятий и порядка отнесения на себестоимость так называемых накладных расходов. Содержание управленческого аппарата лесхоза и лесной охраны должно относится не только на продукцию лесохозяйственного, но и других производств. Это будет способствовать развитию экономических интересов самофинансирования и сокращению накладных расходов.

  Под условной продукцией лесохозяйственной деятельности примем выполненные лесохозяйственные работы.

При такой организации и планировании лесохозяйственного производства появляется возможность использования в лесном хозяйстве таких экономических категорий, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность, премия, кредит и др.

1. Общие положения

1.1  Лесхоз является основным структурным звеном лесного хозяйства Республике Беларусь.

Согласно Лесному кодексу Республики Беларусь лесхоз должен обеспечить:

-  сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека и улучшения состояния окружающей среды;

-  многоцелевое, научно обоснованное, непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребности народного хозяйства и населения в древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойств леса;

-  воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;

-  воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;

-  рациональное использование лесов Государственного лесного фонда;