Рекомендации по организации планирования хозяйственной деятельности лесхозов в условиях переходного периода, страница 16

Учитывая возможные направления расходования средств лесхозов, во втором разделе финансового плана "Расходы и отчисления" целесообразно обозначить следующие финансовые показатели:

1.  Операционные расходы (расходы, связанные с текущей лесохозяйственной и лесопромышленной деятельностью, включают затраты на оплату труда, начисления на зарплату, расходы на сырье, материалы, топливо и прочие расходы).

2.  Капитальные вложения (затраты, связанные с развитием производства, с расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения).

3.  Отчисления в финансовые фонды: накопления, потребления и резервный.

4.  Прирост норматива собственных оборотных средств.

5.  Внереализационные расходы (убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году; убытки от уценки товаров; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности; убытки от недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации; уплаченные штрафы, пени и неустойки).

6.  Прочие расходы.

Состав и структура названных расходов зависят от размера собственных и заемных финансовых ресурсов лесохозяйственного предприятия, указанных в первом разделе плана.

В третьем разделе финансового плана лесохозяйственного предприятия отражаются платежи в бюджет, источником уплаты которых является прибыль (налог на недвижимость, налог на прибыль, налог на доходы). Другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды указываются справочно за балансом. Введение нового экономического механизма финансовой самостоятельности лесхозов требует пересмотра налоговой системы в лесохозяйственном производстве в интересах лесхозов с целью обеспечения потребностей народного хозяйства в древесине и других продуктах леса и сохранения средообразующих и экологических функций леса.

Финансовый план предусматривает также целевые ассигнования из бюджета на финансирование расходов по лесоустройству, проектно-изыскательским работам, лесовосстановлению, противопожарным, лесозащитным и другим мероприятиям. Государственное финансирование должно содержать такую статью расходов как компенсация убытков лесхозов, связанных с нарушением нормальной структуры лесов, до того момента времени, пока лесхоз не выйдет на окупаемый уровень расчетной лесосеки. Государством также финансируются затраты, связанные с экологизацией лесопользования.

Составление годового финансового плана лесхоза должно завершаться формированием проверочной (шахматной) таблицы для того, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по такому принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности направления по статьям затрат. В итоге необходимо проверить, чтобы общая сумма источников финансирования средств была равна всем планируемым затратам предприятия.

Финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а размер превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Составленный в соответствии с производственными планами, планами финансирования капвложений  и операционных расходов, баланс доходов и расходов служит основным документом, регулирующим финансовую деятельность лесохозяйственного предприятия на протяжении всего года. Финансовый план предоставляется министерству лесного хозя йства для согласования и обобщения плановых заданий и финансовой политики.

Раздел также должен содержать данные о направлениях и источниках инвестиций. В этом разделе проводится оценка финансового состояния с использованием количественных и качественных методов. Качественный анализ в основном отражается в предыдущих разделах. Поэтому акцент целесообразно сделать на количественных показателях. Раздел должен включать следующую информацию: доходы предприятия от всех видов деятельности; расходы на проведение лесохозяйственных и других работ; объемы финансирования из бюджета и других источников; налоговые платежи; наличие основных производственных и непроизводственных фондов, их состояние и использование; потребность в инвестициях.