Работа на скрепере с одноосным тягачом, страница 4

В схемах без прохождения звеньев через мертвую точку чаще применяются рбшения с верхним расположением цилинд­ров на хоботе скрепера (см. рис. 173 и 184). В этом случае на хоботе скрепера жестко закреплено одно звено четырехзвенни-ка 1—7 (рис. 202,а) или 1—9 (рис. 202, б),-а на сцепной раме тягача — система рычагов 5—2—3—6 (рис. 202, а) или 6— 3 4—5—7 (рис. 202,6). Гидроцилиндры двойного действия обра­зуют звенья 1—2 и 7—6 или 9—8. При повороте тягача на 903 (стрелка вправо) рычажная система образуется теми же циф­рами с индексами. В этом случае цилиндры имеют больший ход, однако отпадает необходимость в дополнительном реверси­рующем устройстве, и хотя число шарниров больше, но надеж­ность системы выше,

Общая схема управления системами по рис. 202 показана на рис. 203. Снабжение системы жидкостью производится насо­сом /. При повороте рулевого колеса 3 перемещается гайка 2 с наружной червячной нарезкой, с которой сцепляется зубча­тый сектор. Поскольку усилие, необходимое для поворота цап­фы 13, соединенной с головками штоков цилиндров 7, намного больше усилия поворота рулевого колеса, то сектор с рычагом и тягой 4 остается неподвижным, а рулевой вал перемещается 844

Рис, 202. Схемы работы гидроци­линдров поворота скреперов фир­мы Катерпиллар с креплением го­ловки штоков к шарнирам много-звенника (а) и непосредственно к его звеньям (б)

в осевом направлении, пере­двигая при этом через сис­тему рычагов и тяг 8 золот­ник 10 и пружину //. Жид- 2 кость из резервуара 5 посту­пает в постоянно работаю-. щий насос / и, в зависимос­ти от направления вращения рулевого колеса, по одному из трубопроводов 12 через распределитель и золотник 9—к цилиндрам. Подсоеди­нение гидроцилиндров к рас­пределительной    коробке обеспечивает действие их штоков на цапфу поворотно­го вертикального шарнира. При этом один цилиндр ра­ботает на выдвижение одно­го штока, другой — на втя-

гивание другого. Давление в системе регулируется клапаном зо­лотника 9.

Следящее действие системы и обратная связь в данной схе­ме обеспечиваются зубчатым сектором, тягачом и тягой 4, экс­центрично закрепленной на поворотной цапфе вертикального поворотного шарнира.

Скреперы МоАЗ оборудованы системой поворота с располо­жением гидроцилиндров на тягаче и переходом штока через мертвую точку, скреперы БелАЗ — системой с расположением гидроцилиндров на хоботе скрепера и дополнительным много-звенником, исключающим необходимость перехода штоков через мертвую точку.

Для улучшения устойчивости скреперов с одноосными тяга­чами вертикальная ось шарнира сдвигается назад от оси тяга­ча на (0,015—0,05)/, где I — база скрепера. При двухосном тя­гаче ось поворота скрепера сдвигается от оси задних колес тягача вперед на (0,02—0,03)/. Большие значений сдвига ис­пользованы на отечественных скреперах, а также скреперах фирм Катерпиллар, Юклид и Аллис Чалмерс. Однако эти меры не всегда достигают цели, особенно при вынужденных тормо­жениях на кривых участках пути. Поэтому продолжаются изы­скания по увеличению устойчивости скреперов и других шар-нирно-сочлененных. машин. Исследования показали, что увели­чение устойчивости может быть достигнуто либо размещением горизонтального и вертикального щарниров в разных местах продольной базы (отказ от универсального шарнира), либо не­большим наклоном назад верхнего конца вертикального шар­нира (см. сноску на с. 342). Конечно, сохраняется необходимость 345