Работа на скрепере с одноосным тягачом, страница 2

Как известно, одной из особенностей конструктивного исполнения одноосных тягачей является обычно жесткое крепление колес к раме (без мягкой подвески). Возникающие при движении маши­ны вертикальные колебания несколько сглаживаются за счет демпфирующих свойств шин. Но при скорости 45—50 км/ч коле­бания становятся настолько большими, что водитель не может их переносить. Кроме них возникают колебания и в поперечной горизонтальной плоскости, вызывающие «рыскание» тягача, а обычно и раскачивание его в продольной плоскости («галопи-рование»). В результате колеса временами даже отрываются от земли и движение становится невозможным. Так как значения ускорений и частот в несколько раз превышают допустимые нор­мы (см. § 32), в ряде случаев приходится снижать скорость до 25—30 км/ч, что, в свою очередь, резко снижает эффективность работы скрепера. Исследования показали, что значительная до­ля вибраций передается одноосному тягачу'скрепером через се­дельное устройство.

Следует отметить, что у двухосного тягача рассматриваемые колебания сильно снижаются. В частности, устраняется «галопи-рование» и «рыскание». Однако двухосный тягач обеспечивает при одной ведущей оси сцепной вес не более 38% от веса всего агрегата вместо 52% у одноосного тягача и злачительно усту­пает последнему в маневренности. Так, на нем нельзя выполнять для преодоления особо трудных препятствий резких рывков вправо и влево как на одноосном тягаче, или покачивания в вер­тикальной плоскости.

Фирмой Катерпиллар разработано автоматизирующее устрой­ство, включаемое в сцепное устройство тягача и скрепера (рис> 198). Хобот / рамы скрепера соединен с качающимся сцепным рычагом 2 тягача литым звеном 8 с помощью двухшарнирных звеньев 4, образующих шарнирный четырехзвенник. Эта часть устройства обеспечивает возможность взаимного смещения тя­гача и скрепера в вертикальной.плоскости. Два шарнира этого-четырехзвенника распираются штоком гидроцилиндра 5. При вертикальном смещении тягача или скрепера шток вместе с поршнем цилиндра перемещается, и рабочая жидкость (масло) из .гидроцилиндра через жиклер 6 и регулирующий клапан 7 340

Рис. 198, Амортизирующее сцепное устройство фирмы Ка­терпиллар

попадает.в аккумулятор 8, наполненный азотом и маслом, ко­торые разделены между собой свободно плавающим поршнем 9. Масло давит на поршень и сжимает газ, который, уменьшаясь в объеме, действует как пружина, амортизирующая толчки. Масло от гидросистемы трактора поступает по трубке 10,

При разгрузке скрепера и в процессе заполнения ковша устройство выключается водителем, а при аварийной остановке выключается автоматически. Это устройство позволяет поднять предельную скорость скрепера до 70 км/ч. На рис. 199 показаны колебания оси тягача и сиденья водителя без описанного устрой- • ства (2) и с его применением (/), Подрессоривание всей кабины водителя и дизеля для гашения колебаний сильно усложнило конструкцию и практического применения не получило.

Дальнейшего эффекта удалось добиться, применяя аморти­зацию сиденья водителя (см. § 32). Тем же целям служит под" рессоривание оси тягача, применяемое на машинах Могилевско-го завода.

Важным конструктивным элементом всех колесных машин, в том числе и самоходных скреперов, двухосных тягачей и осо­бенно машин с шарнирно-сочлененной рамой, а также машин, базирующихся на одноосных тягачах, является механизм управ­ления поворотом шарнира сочленения.