Работа на скрепере с одноосным тягачом, страница 3

Обычный механизм поворота колеса трапецией, образующей шарнирный четырезвенник, не нуждается в онисании. Он ши­роко применяется во всех транспортных машинах и строитель­ных машинах на их базе.

При нагрузке на управляемую ось свыше 0,5 те, а для ма­шин, передвигающихся по бездорожью, и свыше 0,25 те,' обяза­тельно применение сервомеханизмов для передачи крутящего 341


Рис. 199. Колебания оси скрепера и сиденья водителя:

/—при установке амортизатора по рис. 198: 2— без амортизатора

момента на колеса. Одна из наиболее совершенных конструк­ций сервомотора показана на рис. 200.

Внутри корпуса 7 рулевой колонки помещаются рулевой вал 7, золотник 2 и поршень 3, соединенный шарнирной тягой с валом 4 рулевой сошки. При прямом положении колес рабочая жидкость от насоса // через редукционный клапан 12 прохо­дит в корпус рулевой колонки 10 и через радиальные отвер­стия 5 — в полость 6 цилиндра, а оттуда, через осевое и ради­альные отверстия в рулевом валу,—в сливной бак 13. При повороте рулевого вала золотник 2 смещается, перекрывая доступ жидкости в полость 6, где давление падает, и направ­ляя ее в полости 8 и 9. В результате поршень "перемещается вправо и поворачивает вал 4 и колеса машины. При повороте колес на максимально допустимый угол снова открывается до­ступ жидкости в полость 6, и движение поршня (поворот колес) прекращается.

Таким образом, эта конструкция не требует устройства об­ратной связи или длинных трубопроводов, обеспечивает почти мгновенность срабатывания и устраняет возможность появле­ния колебаний из-за недостаточной жесткости трубопроводов.

Для поворота шарнирно-сочлененных машин применяется обычно поворот одной из их частей вокруг вертикального шар­нира *. Механизм поворота имеет много конструктивных реше-

' Исследования показали, что наклон назад оси шарнира под углом 10— 12° не только уменьшает «рыскание» скрепера, способствуя сохранению им пря­молинейного движения, но и повышает транспортную устойчивость любой шарнирно-сочлепснной машины.

42

Рис. 200. Сервомотор управления в рулевой колонке

ний, начиная от горизонтального зубчатого венца (ось кото­рого совпадает с осью шарнира), обегаемого шестерней верти­кального электро- или гидродвигателя, установленного в другой части машины, реечного механизма (с двумя или с одним гид­роцилиндром), червячной и планетарной передач и кончая применением двух горизонтальных гидроцилиндров, установлен­ных параллельно или под углом. Эта конструкция имеет почти исключительное применение, остальные конструкции использу­ются в единичных случаях.

Во всех системах с двумя гидроцилиндрами либо образует­ся шарнирный четырехзвенник, два звена которого являются гидроцилиндрами со штоками своих поршней, а два жестко за­креплены на шарнирно-сочлененных частях скрепера (рис. 201), либо четырехзвенник соединяется со вспомогательной рычажной системой. Кинематически первые отличаются прохождением одного из звеньев, жестко закрепленного на тягаче или скрепе­ре, через мертвую точку. Такая система проста, но требует дополнительного реверсирующего распределителя и обратной связи для его переключения. Как видно из рис. 201, система легко выполнима при расположении гидроцилиндра на тягаче под хоботом скрепера, что упрощает подачу жидкости в гидро-343


Рис, 201. Система поворота скреперов фирмы Юклид (США)

цилиндры от насоса. Эта схема применяется на скреперах МоАЗ и фирм Юклид и Аллис Чалмерс (США).