Методы организации работ по техническому обслуживанию и ремонту на СТО, страница 5

Результаты работы каждого участка оцениваются по объему (количеству) текущих ремонтов соответствующих агрегатов на 1000 км пробега и по суммарной продолжительности простоев автомобилей из-за технической неисправности той же группы агрегатов. Для агрегатно-участковой формы характерна более высокая производительность труда рабочих в результате их специализации и частичной механизации работ.

При комплексной форме организации производства одновременно в межсменное время выполняют весь объем ТО-1 и половину объема ТО-2. Здесь два данных вида обслуживания заменяются одним - комплексным. Комплексное обслуживание проводится с периодичностью несколько большей, чем для ТО-1, но значительно меньше кормы пробега до ТО-2. В первый заезд автомобилю выполняют, кроме ТО-1, первую половину объема ТО-2, а во второй заезд — вторую. Эта форма способствует увеличению выпуска автомобилей на линию и уменьшает производственные площади ввиду ликвидации тупиковых постов зоны ТО-2. Выполнение же на потоке в разные недели месяца различных перечней операций, что сделано для удобства планирования, нарушает строгую специализацию постов как по исполнителям работы, так и по оборудованию.

Особенность операционно-постовой формы организации производства заключается в выполнении трудоемких работ в межсменное время (вместо дневного) для увеличения выпуска автомобилей на линию. В отличие от комплексной формы обслуживание здесь осуществляется на тупиковых постах. Первое техническое обслуживание проводят как обычно, а весь объем ТО-2, включая и ремонтные работы, разбивают на части (не более шести), которые выполняют последовательно в разные дни одной недели на специализированных постах.

Достоинствами данного способа являются проведение обслуживания в межсменное время, специализация всех ремонтно-обслуживающих рабочих, возможность использования его на предприятиях с любым количеством автомобилей, сокращение простоев автомобилей. К недостаткам операционно-постовой формы относят сложность планирования и направления автомобилей на рабочие посты, повторение некоторых операций и уменьшение ответственности отдельными исполнителями за качество работ.

Дальнейшая разработка операционно-постовой формы привела к созданию новой организационной схемы построения производства, которая получила названия агрегатно-зональной. Агрегатно-зональная форма предполагает выполнение ТО-2 также частями в несколько приемов-заездов, которые однако проводятся не самостоятельно в течение нескольких дней одной недели, а рассредоточены по времени и совпадают с днями проведения ТО-1. Все работы выполняют в межсменное время на специализированных постах. Рабочие специализируются на обслуживании и ремонте определенных агрегатов, т. е. аналогично агрегатно-узловой форме. ТО-1, как правило, проводят на потоке, а ТО-2 и текущий ремонт — на тупиковых постах.

Данная организационная схема позволяет повысить производительность труда вследствие более широкой специализации исполнителей и постов. При агрегатно-зональной форме сокращаются целодневные простои автомобилей, отсутствует обезличка в выполнении труда рабочими. Одновременно эта форма не требует больших затрат, имеет довольно широкую сферу применения и пригодна для разномарочного парка автомобилей. Обязательным условием при выполнении обслуживания по этой схеме является строгое соблюдение графика постановки автомобилей на специализированные участки.

Все перечисленные методы и организационные формы имеют свои положительные и отрицательные стороны, что требует перед их внедрением анализировать возможность и эффективность использования каждой из них в конкретных условиях работы данного предприятия.

Развитие автомобильного транспорта, совершенствование конструкции автомобилей и укрупнение предприятий заставляют непрерывно совершенствовать формы и методы организации производства по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Поиски новых организационных схем производят с целью совершенствования производственного процесса, улучшения технического состояния парка автомобилей, повышения производительности труда и снижения затрат на перевозки пассажиров и грузов.