Методы организации работ по техническому обслуживанию и ремонту на СТО, страница 4

Создано много типов поточных линий. Поточные линии бывают однопредметными и многопредметными. Наиболее распространенные однопредметные линии обслуживают автомобили только одной модели. Реже встречаются из-за трудности соблюдения стабильности такта поста многопредметные линии, где уходу подвергаются однотипные автомобили разных моделей.

По характеру перемещения автомобилей линии бывают прерывного и непрерывного действия. Прерывные пульсирующие линии периодического действия имеют наибольшее распространение. Все автомобили перемещаются с поста на пост одновременно после окончания работ. Скорость передвижения автомобилей не превышает 10 — 12 м/мин. Линии непрерывного действия используют в основном для ЕО. Средняя скорость движения составляет 2 — 3 м/мин. По способу расположения постов различают продольные, поперечные и кольцевые линии. По способу передвижения различают линии, где автомобили или передвигаются своим ходом, или перемещаются на тележках за счет небольшого уклона направляющих (двигаются от толчка рукой), или же передвигаются принудительно при помощи конвейеров.

Поточный метод обслуживания позволяет лучше механизировать трудоемкие процессы. Из оборудования поточных линий следует выделить три основные группы: подъемно-осмотровое, транспортное и специальное. Из подъемно-осмотрового оборудования для потока могут быть использованы все типы технологических канав, полуэстакады, а также канавные домкраты-подъемники, монорельсы с тельфером. К транспортному оборудованию относят конвейеры и тележки, а к специальному — всевозможное оборудование, предназначенное для выполнения технического обслуживания на потоке (гайковерты, солидолонагнетатели и т. п.).

Несмотря на ряд организационных трудностей, поточный метод обслуживания обладает по сравнению с тупиковым преимуществами. Более широкая механизация работ на постах поточной линии, а также специализация как исполнителей, так и самих постов значительно повышают производительность труда рабочих. Это увеличивает пропускную способность зоны и сокращает простои автомобилей в обслуживании. Компактное размещение постов поточной линии и исключение маневрирования автомобилей уменьшают площадь зоны и улучшают санитарно-гигиенические условия труда рабочих, что отражается как на их производительности, так и на качестве работы. При четкой орга­низации всего производственного процесса на потоке обеспечивается снижение себестоимости работ на 10—15% по сравнению с обслуживанием на тупиковых постах.

В свою очередь, тупиковый и поточный методы обслуживания имеют свои организационные формы построения технологического процесса, отличающиеся друг от друга местом выполнения работ, степенью и размером специализации постов и рабочих мест, временем проведения обслуживания, периодичностью воздействий и т. п. В практике работы автомобильного транспорта находят применение следующие формы организации технического обслуживания: типовая, агрегатно-участковая, комплексная, операционно-постовая, агрегатно-зональная и др.

При типовой форме организации производства ТО-1 и ТО-2 проводят в полном объеме, раздельно и в сроки, рекомендованные Положением, т. е. через три-четыре ТО-1 автомобиль проходит ТО-2. Работы выполняют на универсальных или специализированных постах. Преимущество типовой формы заключается в относительной простоте и легкости организации производства, особенно тупиковым методом.

При агрегатно-участковой форме в ДТП создается от четырех до восьми специализированных производственных участков. Каждый участок отвечает за техническое состояние какого-то определенного агрегата или группы агрегатов. Так, один участок, например, выполняет техническое обслуживание и текущий ремонт двигателей, другой трансмиссии и т. п. При такой форме устраняется обезличка в выполнении работ и повышается качество обслуживания.