Методы организации работ по техническому обслуживанию и ремонту на СТО, страница 3

Важным показателем, характеризующим работу поточных линий, является такт τ, или время пребывания автомобиля на каждом посту. Это время определяется объемом работ, приходящимся на один пост, и количеством исполнителей. Время пребывания автомобиля на каждом посту линии должно быть одно и то же.

Одновременность выполнения работ на всех постах линии или синхронность достигается рядом организационно-технических мероприятий. К ним относятся: подбор и последовательное выполнение технологически неделимых операций на каждом посту; механизация отдельных трудоемких технологических операций; выбор и установка наиболее подходящего подъемно-осмотрового оборудования; установление рационального количества рабочих, одновременно занятых на постах; проведение специализации исполнителей с повышением их деловой квалификации; выравнивание такта отдельных постов за счет введения микропростоев; введение на линии скользящего рабочего (обычно одного на 4—6 исполнителей).

По степени синхронности различают три формы организации производства поточным методом: прямоточную, переменно-поточную и непрерывно-поточную. Прямоточная форма характерна для пускового периода, когда такты постов не совпадают. Рабочие части постов будут испытывать дефицит времени, в то время как рабочие других постов могут иметь простои.

При переменно-поточной форме нет больших отклонений тактов постов от среднего времени. В данном случае средний такт каждого поста линии равен т ± α, где α — максимально допустимое регламентированное отклонение времени до 2—3 мин. Переменно-поточные линии характерны для многих АТП, где поточный метод применяют уже в течение достаточно длительного времени.

Полная синхронность и непрерывность производственного процесса наблюдаются на тех поточных линиях, где такт каждого поста выдерживается с точностью до нескольких секунд. Полной синхронности можно добиться при одномарочном парке и очень четкой организации всего технологического процесса.

Для организации производства поточным методом предприятие должно располагать определенными условиями. К ним относятся: наличие площадей и удобной планировки помещения; наличие одномарочного состава парка автомобилей; достаточная сменная программа обслуживания; строгое соблюдение графика постановки автомобилей на техническое обслуживание и выполнение всех работ; максимальная механизация работ; хорошо налаженное снабжение материалами и запасными частями; предварительное выполнение текущего ремонта перед постановкой автомобилей на поток.

Успешной работе поточной линии способствуют также хорошая организация рабочих мест и четкое разграничение функций каждого поста. По-разному осуществляется загрузка постов линии автомобилями. Наиболее распространенной и удобной в технологическом отношении загрузкой является последовательная, при которой в начале смены посты начинают включаться в работу один за другим, т. е. постепенно. Соответственно, но в обратном порядке заканчивают они свою работу. К недостаткам данного способа относятся неравномерный (ступенчатый) график выхода рабочих и увеличение общего времени работы зоны Т3.

Эти недостатки устраняются при одновременном способе загрузки линии, когда с началом работы зоны на все посты устанавливают автомобили. В этом случае для нескольких автомобилей нарушается технологическая последовательность выполнения работ, поскольку автомобили, стоящие на всех постах, кроме первого, начинают обслуживаться не с начала, т. е. какие-то операции оказываются пропущенными. Пропущенные на линии операции приходится выполнять заранее на тупиковых постах или же отдельно после окончания обслуживания на потоке.

Следующий способ загрузки заключается в том, что все посты линии начинают работать одновременно в результате наличия на постах задела от прошлой смены. Но здесь возрастают непроизводительные простои автомобилей и хуже по времени используются рабочие посты и их оборудование. Поэтому этот способ может быть рекомендован лишь при многосменной работе поточной линии и для профилактических воздействий с большим объемом работ (ТО-2).