Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления. Интегрированные корпоративные структуры и их организационно-хозяйственные формы. Интеграция промышленного и финансового капитала, страница 9

Активизация частного предпринимательства из-за: 1) денационализации мелких предприятий и 2) законодательного разрешения учредительской деятельности (например, частные лица могли открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек). Частные предприниматели стали конкурировать с государственными предприятиями. НО в их деятельности было немало негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).

Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

Четвертый этап (конец 1920-х – середина 1980-х годов).

Господство административно-командной системы. Предпринимательство перешло в теневую экономику. Проблемы госпредприятий вызвали активизацию теневого сектора. С 60-х по 80-е гг. теневой оборот вырос в 18 раз. В 80-е поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления («социалистическая предприимчивость»). Во 2-й половине 80-х – возрождение подряда, аренды, кооперации. Регулирование сохранялось. Конец 80-х - реформы в странах Восточной Европы, экономические трудности в стране – коренная перестройка системы хозяйствования, разрушение административно-командной системы, формирование условий для перехода к рыночной экономике. Предпринимательство получило официальное признание (подведена юр. основа – Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). Проблемы – неорганизованность рынка, передел собственности, криминал.

2.30. Виды планирования и мотивирования в предпринимательской деятельности.

Виды планирования.

Различают:

·  последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);

·  скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и состав­ляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.);

·  жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);

·  гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

·  общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы);

·  стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала);

·  тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);

·  оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

·  цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы;

·  носитель идеи планирования - высший менеджмент;

·  проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования;

·  горизонт планирования – длительные сроки;

·  охват - глобальный, широкий спектр альтернатив;

·  принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта.

Такое планирование включает:

·  выработку стратегии,

·  стратегическое планирование производственной программы,

·  планирование развития потенциала,

·  планирование развития структуры потенциала.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.