Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления. Интегрированные корпоративные структуры и их организационно-хозяйственные формы. Интеграция промышленного и финансового капитала, страница 32

Разработанный на основе изложенных методич. под­ходов проект ЗСП с технико-экономическим обоснованием целе­сообр-ти его реал-ии может быть предметом дальнейше­го обсуждения и утверждения на соответствующем уровне управ­ления в порядке, установленном Федеральным законом о ЗСП.


2.13. Опыт Санкт-Петербурга по созданию и развитию ЗЭР (микрозон) в рамках комплексной прграммы развития его экономики

Зоны экономического развития (ЗЭР) в соотв-вии со схемой классиф-и ЗСП по пр-ку стратег. цели их созд-я, наряду с предпринимат. зонами (ПЗ), относ. к ЗСП типа разв-я районов и отраслей, эк-ка кот-ых нах-ся в кризисном (депрессивном) сост-и. Особенность: их созд-е и разв-е осущ-ся по инициативе и при подд-ке местных органов гос. власти, а льготный мех-м хозяйств-я формир-ся исключит-но за счет возм-тей местного бюджета.

В целях оценки значим-ти опыта СПб в новом подходе к практич. реал-и идеи ЗСП целесообразно рас­смотреть эволюцию практики и опыт создания ЗЭР в СПб, кот. базир-ся на обобщении заруб. опыта и соответствуют орг.-прав. принципам мировой прак­тики «зонирования» с учетом особенностей российской экономики.

СПб (в то время - Ленинград) получил статус ЗСП в соотв-ии с постан. Сов. Мин. РСФСР от 11.6.91 № 328 «О первоочер. мерах по разв-ю ЗСП города Ленинграда (ЛЗСП)». Проект предполагал созд-е сложной комплексной ЗСП. Однако его реал-я, как и проектов других ЗСП, учреж­денных в 1990-1991 гг., оказалась невозм. Причины: отсутствие ФЗ о ЗСП общего характера с эл-тами прямого действия, такого же За­кона по каждой конкрет. ЗСП и нормат.-прав. док-тов, регламентирующих отн-я между Центром, субъектами Федерации и Администрацией ЗСП по вопросам их созд-я и разв-я; отсут. реальных ист-ков финанс. обеспе­ч-я созд-я ЗСП комплекс. типа, охватывающей терр-ю и эк-ку всего мегаполиса и, главное - невозм-ть предоставл-я обширной сис-мы льгот (фин., налог., тамож.) в усл-х стагнирующей эк-ки.

Тем не менее, рассм-я проект ЛЗСП как перспектив­ную прогр-му разв-я эк-ки города, Прав-во СПб избрало стратегию реал-и данного проекта че­рез сис-му субзон. Так, распор-ем мэра СПб от 18.2.92№ 191-р «О созд-и на терр. СПб своб-х торгово-тамож. и иных зон» было опр-но, что комплексную ЗСП на терр. СПб следует рассм. как сис-у тамож., тор­гово-тамож.х, производств-х, научно-внедренческих и сервисных субзон.

Дальнейшее разв-е процесс реал-и проекта ЛЗСП получил со вступл-ем в действие Указа През. РФ от 4.6.92. № 548 «О некоторых мерах по разв-ю своб. эк. зон на территории РФ» и распоряж-я мэра от 30.9.92 № 915-р «О меро­пр-ях по вып-ю Указа През. РФ от 4 июня 1992 года № 548». С учетом пол-й этих док-тов за период с конца 1992 г. по середину 1995 г. были разработаны и утвержде­ны проекты след. субзон: таможенно-складской «Северная верфь; сво­бодной таможенной зоны «Канонерская», субзоны экспортоориентированного производства «Пушкинская», свободной торгово-выставочной зоны «Гавань» и др. В соответствии с этими док-тами названным образ-­ям были предост. опред. льготы. Так, напр., ре­зидентам субзоны «Пушкинская» были предост. налог. льготы сроком на 5 лет в размере 40 % от сумм, зачисляемых в го­родской бюджет. Усл-ем предоставл-я таких льгот были обязат-ва предприятий-резидентов увеличить объемы реал-и производ. прод-и и услуг до ур-ня, позволяющ. за счет увел-я налогооблаг. базы покрыть все потери города в резу-те предоставл-я им льгот. налог. режима. При несобл-и данного усл-я резиденты д. возвратить го­роду ср-ва, получ. за весь период от начала введ-я на­лог. режима до его отмены и с учетом инфляции.