Метод обеспечения взаимозаменяемости с применением эталонно-шаблонной оснастки и системы допусков и посадок, страница 2

Создание технологичной конструкции достигается при комплексном решении вопросов на всех этапах проектирования и производства. При комплексной обработке технологичности изделия, придаются свойства технологичной рациональности, обеспечивается мобильность производства и быстрая его переналадка на выпуск нового изделия, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.


9.3. Разработка схемы членения самолета.

Членение самолета на агрегаты, отсеки, и узлы является наиболее эффективным средством получения технологичной конструкции. С членением самолета связан процесс обеспечения взаимозаменяемости агрегатов. Взаимозаменяемость агрегатов и деталей обеспечивается применением плазовошаблонного метода увязки и заготовительно-сборочной оснастки. Схема членения самолета разработана с учётом требований прочности, аэродинамики и веса, технологичности, удобства сборки и эксплуатации.

При этом необходимо соблюдение требований:

1.  При разработке конструкции учитывается функциональное назначение агрегата, различные требования по точности и технологии процессов сборки и изготовления.

2.  Условия эксплуатации, необходимость замены агрегатов в условиях эксплуатации.

3.  Достаточная жёсткость элементов и агрегатов.

4.  Возможность транспортировки.

5.  Возможность ведения широкого фронта работ.

6.  Учёт заданной программы выпуска самолетов.

7.  Соединение агрегатов и отсеков самолета осуществляется при помощи стыков и разъемов.

Стык – это соединение элементов конструкции, при котором не допускается перемещение одного элемента относительно другого.

Разъём – соединение, при котором предусмотрено взаимное перемещение элементов соединения в процессе эксплуатации.

Стыки и разъемы можно разделить на:

·  конструктивные

·  технологические

·  эксплуатационные

Они предназначены для:

·  обеспечения транспортировки самолета

·  замены повреждённых или дефектных частей агрегатов в эксплуатации

·  разделения труда при проектировании и производстве самолета

·  возможности кооперирования производства

·  обеспечения механизации и автоматизации труда

·  улучшения условий сборки и монтажа

·  расширения фронта сборочных и монтажных работ, а следовательно, и уменьшения времени сборки

·  повышения производительности труда

При этом задачей конструктора является снижение общего числа стыков и разъемов, а если их избежать невозможно, то необходимо более широко использовать технологические стыки, вследствие их меньшего веса по сравнению с конструктивными.

На проектируемом самолете членение конструкции на агрегаты производилось с учетом требований технологии и сборки возможных прототипов. Схема членения схема членения проектируемого самолета выбиралась в соответствии с требованиями по снижению трудоемкости и улучшении технологичности.

Для производства самолета основным методом сборки принят метод сборки по внешней поверхности обшивки (ВПО). Основные части, из которых состоит самолет, представлены в Таблице 1 приведенной ниже:

Таблица 1

Поз

Наименование

Материал

Тип крепежа

Кол-во

  1.   

ВИШ

-

Фланцевое соединение

1

  2.   

Верхний капот

Трехслойная панель (стеклопластик – пенопласт - стеклопластик)

Односторонний, по контуру (анкерные болты)

1

  3.   

Нижний капот

Трехслойная панель (стеклопластик – пенопласт - стеклопластик)

Односторонний, по контуру (анкерные болты)

1

  4.   

Двигатель

-

Ухо-вилка

1

  5.   

Центральная часть фюзеляжа

Трехслойная панель (стеклопластик – пенопласт - стеклопластик)

Клееное, по контуру

1

  6.   

Фонарь кабины

Плексиглас, стеклопластик

Ухо-вилка

1

  7.   

Гармгрот

Трехслойная панель (стеклопластик – пенопласт - стеклопластик)

Односторонний, по контуру (анкерные болты)

1