Метод обеспечения взаимозаменяемости с применением эталонно-шаблонной оснастки и системы допусков и посадок, страница 4

Материал

σв, Дан/мм2

τв, Дан/мм2

Е, Дан/мм2

ρ, г/см3

1.   

Стеклопластик холодного отверждения

30

3

2400

1,9

2.   

Пенопласт, ПС-1

5

0,2

500

0,06

3.   

Фанера авиационная

4,5

2

1100

0,52

4.   

Оргстекло

7,1

-

-

1,2

5.   

Модифицированный эпоксидиановый клей

4..7

0,6…3,5

1800

1,4

6.   

Сталь 30ХГСА

110

65

21000

7,8

7.   

Д16т

40

28

7200

2,8


9.5. Средства обеспечения качества и требования к обводам агрегата.

Качество обводов вертикального оперения характеризуют следующие виды отклонений:

шероховатость - совокупность микроотклонений поверхности;

уступы и зазоры - ступенчатые отклонения и не плотности прилегания поверхностей торцевых частей деталей по стыкам и разъемам сборных частей крыла; местные выступания, западания поверхности вследствие утяжки при клепке, образование хлопунов и др.;

отклонения сечения - отклонение действительного положения сечения от теоретического;

волнистость - волнообразное отклонение поверхности; отклонение обвода агрегата планера от теоретического.

Шероховатость - зависит от качества поверхности обшивок и других деталей, выходящих на обвод крыла, и определяется в основном технологическими процессами производства. Для защиты качества поверхности изготовленных деталей от случайных механических повреждений, поверхности обшивок защищают полимерными материалами или оклеивают плотными сортами бумаги. После окончательной сборки крыла с целью защиты от коррозии и улучшения качества производят окраску внешней поверхности крыла специальными лаками.

Уступы и зазоры в стыках обшивок и других обвод ообразующих деталей крыла дифференцируются на продольные и поперечные, а для поперечных уступов - по потоку и против потока. Допустимые зазоры и уступы в стыках обводообразующих деталей крыла для данного типа самолетов составляют: зазоры, поперечный 0,5 мм; продольный 0,5 мм; уступы, поперечный 0,3 мм; продольный 0,5 мм

С целью снижения отрицательного влияния уступов и зазоров в стыках на аэродинамические характеристики самолета используют различные технологические приемы, такие как снятие фасок в местах уступов, копирование обреза одной из стыкуемых обшивок, имеющей припуск, относительно другой, окончательно обрезанной, тщательная подгонка стыкуемых деталей.

Вписываемость съемных обводообразующих деталей и узлов (типа крышек, люков, створок) с одновременным устранением зазоров и уступов эффективно обеспечивается методом облойного гермотиснения. В этом случае слой герметика между съемным элементом конструкции и каркасом является компенсатором погрешностей исполнительных размеров деталей и сборки.

Одновременно гермотиснение обеспечивает пыле - и влагонепроницаемость во внутренние полости планера.

Выступание и западание потайных головок заклепок и болтов. Качество поверхности обеспечивается либо правильным зенкованием отверстия под болт или заклепку либо путем доработки замыкающего звена - головки заклепки.

Местные выступания и западания поверхности проявляются в виде утяжек (провалов) в районе положения заклепки или хлопунов. Основным методом исключения данного вида дефектов является отработка и соблюдение технологии сверлильных, клепальных и монтажных работ при изготовлении крыла. Эта величина должна составлять не более 0,2 мм.

Отклонения  действительного  контура  от  теоретического.

Отклонение определяется путем замеров от обводов рубильников сборочного приспособления, от эквидистантных шаблонов и в контрольно-измерительных приспособлениях.


9.6. Обеспечение взаимозаменяемости крыла с фюзеляжем