Теоретические, философские и прикладные версии методологии, страница 10

Если я теперь делаю шаг чуть в сторону, то я должен сказать, что методологическая работа, ориентированная на практические ситуации, предполагает целый комплекс таких герменевтических техник, опирающихся на понятие ситуации, ситуативно ориентированных техник и в пределе развертывающих то, что можно было бы назвать "понимающей теорией". И это первое направление, связанное с понятием ситуации и понимающих теорий (или феноменологии).

А второе направление, вытекающее также из этой схемы, связано с тем, каким образом то, что получено в верхнем организме методологии, закрепляется там в качестве средства, а не знания. Ведь чтобы то, что получено в верхнем организме методологии, а затем передано вниз и использовано в качестве средства в деятельности, сохранилось в самом организме методологии в качестве средства же и не потеряло этой своей средствиальной определенности, нужна специальная организация. Если ее нет, то то, что выступило в качестве средства решения практической ситуации, дальше воплощается в форму знания, предметизируется и двигается в сторону теоретической систематизации. И как таковое теряет статус средства. Поэтому возникает вопрос о введении в организм методологии таких специфических способов организации, которые позволили бы удерживать достаточно сложные наборы единиц мышления и деятельности в этой функции средств, насколько это возможно.

И какие единицы здесь могут и должны быть предложены? Вот сейчас у нас такая ситуация возникла по мере проведения и подготовки новой СЭЭ. И мы вынуждены обсуждать такого рода единицы, как "методы", "методики", "подходы", отвечая на вопрос: в каких формах и как сохраняются и удерживаются внутри организма методологии функции эпистемологических образований, превращающие их в "средства". Но удерживаются в других формах, нежели они удерживаются за счет понимания и конструирования самих этих организованностей. И по сути мы здесь выходим на второе важнейшее направление прикладной методологии – понятие подхода, понятие метода и набор такого рода понятий.

…Передача методологических средств в практическую область почти всегда предполагает перепроектирование самой практической области (ситуации). Поэтому понятия, знания, средства передаются в эту практическую деятельность вместе с проектом и программой изменения самой этой деятельности.

Оппозиции "профессионалы – методологи" – это псевдопроблема. Такой проблемы нет.

Условием передачи средств является "понимающая оболочка", которая позволяет получающему эти знания (знания-средства, знания-подсказки или еще что-то) понимать то, что ему передают, относить к ситуации и за счет отнесения к ситуации восстанавливать инструментальную роль того, что выработано. И можно сказать, что понимающие теории и техники герменевтики являются важнейшими в прикладной методологии.

Когда работает профессионал по принципу (в монопрофессиональной структуре), там понимания нет вообще. Поэтому внедрение туда методологических средств исходно является дефициентным по отношению к сформированному внутри ситуации эфиру МД. Там понимания нет в помине. А потому они ничего "инакового" взять вообще не могут. Если же мы работаем с комплексной ситуацией, а таких ситуаций сегодня подавляющее большинство, то там уже исходная ситуация понимания и непонимания сформирована, а следовательно, введение туда герменевтических техник является возможным.

Предметность не есть позиция. А поэтому распредмечивание необходимо.

Г.П.: Проблемы "профессионал – методолог" нет. Есть проблема "предметности – методологичности".

П.Г.: Игра – это только намек на организацию ситуации прикладной методологии. При этом сама игровая организация недостаточна для осуществления прикладной методологической работы. Но в ней имитируются и в каком-то смысле даже и отрабатываются те фрагменты организации прикладной методологической работы, которые будут потом в нее включены. Поэтому, когда спрашивают, "мыслится ли еще что-нибудь, кроме игровой формы?", у меня ответ: игровая ситуация указывает на эти возможные формы. Поэтому нужно пробовать и экспериментировать с игровой формой. И для нас с С.В. эта суперструктура, когда игра вложена внутрь более широкой единицы деятельности, является экспериментом с игровой формой, направленной на выяснение необходимых составных частей прикладной методологии. И такие более широкие структуры, на мой взгляд, задают другое направление развертывания прикладной методологии.