Теоретические, философские и прикладные версии методологии, страница 9

И мне в течение последних 7-8 лет приходится сталкиваться с любопытным феноменом, что цели, с точки зрения их содержания, могут детерминироваться совершенно разными компонентами и единицами Д. Они могут детерминироваться и определяться ситуацией. Они могут детерминироваться и определяться ценностями. Они могут детерминироваться и определяться видением конечных продуктов. Они могут детерминироваться и определяться средствами, которые я использую. И в этом смысле содержание целей методолога в игре есть очень сложный синкрет, очень сложная связка, стяжка различных детерминистических тенденций, исходящих, по крайней мере, из вот этих 4-х других типов единиц. Но при этом, если мы теперь начинаем определять веса и влияния названных единиц на целеобразование, то складывается одна удивительная ситуация – что средства, наработанные в методологии, являются, по сути, избыточными по отношению к ситуациям, в которых мы работаем. И поэтому эти средства оказывают преимущественное влияние на характер целеобразования. А с точки зрения ценностей это ведь означает одну странную вещь, что те, предыдущие ситуации методологической работы, которые отпечатались в методологии на уровне средств, теперь, через эти средства, оказывают влияние на характер моего целеопределения в новых ситуациях, а значит – и на то, как я эту ситуацию буду переделывать. И никакой проблемы ценностной организации нет, поскольку ценность для меня сомкнулась с миром методологии. Я ее считаю ценностью. Эта ценность выражена и воплощена в наборе средств. А поэтому я прихожу в любую ситуацию и ломаю всем голову.

Так вот, чтобы поставить вопрос о ценностях в целеобразовании, надо разотождествить себя со средствами и попытаться входить в ситуацию по-другому.

В этом смысле можно сказать, что нужно "эпохе" осуществлять. И как бы мы не относились и как бы не пеняли Гуссерля за его изыски, вроде бы здесь без разотождествления с набором средств и без попыток ответить на вопрос о зоне ближайшего развития тех или иных практических ситуаций, которые должны ставиться в другой логике, нежели логика привлечения средств из организма методологии, и без постановки вопроса о ценностях в этой конкретной ситуации, вот без этого всерьез этот вопрос не поставишь. Поскольку в противном случае он решается автоматически, и ценностная рефлексия вообще не нужна.

Итак, моя задача – ответить на вопрос, какие принципы и понятия конституируют проект прикладных методологий. Когда я продумывал этот вопрос, у меня не возникло некоторого семейства этих понятий, потому что я пока не могу выложить схемы, задающие состав прикладной методологии. Хотя из того, ч то я дальше буду говорить, можно кое-что про эту схему понять. Поэтому те пункты, которые я буду намечать, являются отдельными фрагментами, и их нужно будет дальше дополнять и развивать.

Первое, что необходимо подчеркнуть, связано с развертыванием схемы, которую я вводил перед перерывом, в ее нижней части. Если мы зафиксировали ситуацию практической деятельности и выход из нее, направленный на изменение и смену средств, то дальше возникает достаточно сложная группа проблем, каким образом средства, разработанные внутри методологии, передаются обратно в практическую деятельность и задействуются тем, кто попал в ситуацию разрыва и рассогласования. По сути дела, этот вопрос нельзя обсуждать вне обсуждения связи между "знаниями" и "средствами". В большинстве случаев то, что разработано в методологии в качестве средства, является таковым только в меру того, что методолог сам осуществляет параллельно с разработкой и конструированием средств особую работу понимания, опирающуюся на технику заимствования позиции деятеля, реконструкцию самой ситуации, в которую он попал, и выделения того места внутри функциональной структуры, которое должно быть заполнено конструируемым им средством-организованностью. И вот это вот дополнение конструктивно-мыслительных процедур специальной герменевтической техникой, опирающейся на заимствование позиций, и является тем, что превращает организованность (по сути дела – эпистемологическую организованность), строящуюся в верхней позиции, в средство как таковое.