Средства и методы построения общественных дисциплин, страница 6

Попов: Я не знаю, чем они занимаются.

Шульга: Они занимаются общественной наукой.

Попов: Нет, конечно. Наукой занимаются, но общественные дисциплины не строят. Они городят кучу предрассудков. Мусорят. Ну, чего? – я серьезно говорю. В прямом смысле мусорят. Создают интеллектуальный мусор. И 90 % того, что они производят, даже не входит ни в какие книги и учебники, а – просто мусор.

Шульга: Ну, 90 %, может, и не входит. Ну, к примеру, сменилась система образования и выяснилось, что при данной системе образования и устройства общества детей можно готовить с пяти лет. А вот раньше, века три назад, не было все для этого готово. И вот эти знания (что можно учить с пяти лет) были получены.

Попов: Да какие знания? Ничего не было получено. Просто у некоторых людей, которые занимались педагогикой или около, были другие вкусовые ощущения. Я серьезно говорю. Они считали: зачем человеку это все проходить, если можно сделать иначе и красивее? Причем, какие ценности в этом преследовали? – Никакие, потому что у них ценности воспитания и обучения людей – они в этом смысле не относятся к деятельности. И у сумасшедшего педагога-новатора, и у обыкновенного учителя одни и те же ценности. А делают они разное. Почему? – Потому что они по-разному смотрят. Для одних ранний ребенок – это не нормально, а для другого это нормально.

Шульга: ...

Попов: Ну, и никакого знания они при этом не получили. Это потом, после того, как он научился делать такую программу (чтобы детишки раньше учились и в восемь классов заканчивали среднюю школу), налетает толпа ценителей знания, и они это дело изучают. И что? И после этого ничего не происходит. Проблема-то оказывается совсем в другом месте, вовсе не в этих знаниях. Она оказывается в том, делать это или не делать. А для того, чтобы это делать, например, нужно сменить ориентацию общества, и вообще – это превращается в культурную проблему, именно: нацеленность, или направленность. Потому что на вопрос, делать это или не делать, никакое знание не отвечает. И никакие ценности здесь не фигурируют.

Мрдуляш: Не значит ли это, что этот вопрос лежит вне методологии общественных наук?

Попов: Нет, он лежит как раз в области общественных наук, вне знания и вне ценности, он лежит в области вкуса отдельных людей. Вот когда Ян Амос Каменский изобретал свою систему, он чем руководствовался?

Мрдуляш: Область вкуса лежит в области общественных наук?

Попов: Я же сказал: обязательно. С чем ты не согласился?

Мрдуляш: Одно дело – то, что движет при исследовании в работе, а другое дело – то, что является предметом.

Попов: А оно и не является продуктом общественных дисциплин. Общественные дисциплины не вырабатывают вкуса. А вкус – это понятие культурное, или кульурно-историческое. Оно вырабатывается определенными сдвижками культуры.

Мрдуляш: Значит вопрос о том, нужно учить детей или не нужно, лежит вне сферы общественных наук.

Попов: Конечно. Общественные дисциплины отвечают на вопрос "как это делать?" Вот когда появляется человек с испорченным вкусом, которому нравятся маленькие, но обученные дети, он (если достаточно образован и подготовлен с точки зрения общественных дисциплин) начинает строить педагогику как общественную дисциплину. Разрабатывает ту сферу форм, методов, организации, которые приводят к такому результату. Вот. Но сам факт вкуса, конечно, лежит вне общественных дисциплин (как, например, понятие истины лежит вне наук), но он обязательный.

Мрдуляш: Согласен. Но ваш пример показывает, что вопросы, относящиеся к знанию, лежат не в области общественных дисциплин, а в области культуры.

Попов: Еще раз. Не понял.

Мрдуляш: Пример с обучением детей приводился в качестве такого, который показывает, что в области общественных дисциплин есть такие вопросы, которые к знанию не имеют никакого отношения.

Попов: Больше того, общественные дисциплины вообще не занимаются формированием знаний, а если занимаются, то только так, по ходу. В виде того, что из них выпадает.

Мрдуляш: Тогда я выдвину другой тезис: общественные дисциплины вне целого комплекса работ, посвященного развитию и добыванию знаний, просто не существуют.