Россия-99: экономика и политика, страница 12

Т.е. это крупные структурные решения, которые очень часто, в принципе, не могут делаться ни в какой локальной точке, они предполагают не только на уровне мышления (обратите на это внимание), но и на уровне практического управленческого действия выход в другой масштаб. А если в этот масштаб вы не выходите, то и действие не даст ничего.

Вопрос: А как тогда участвовать в региональных процессах?

П.Г.: Спокойно (если понимать то, что я говорю). Если вы это понимаете, можете участвовать. А если вы выдумываете, то участвовать не можете. Т.е. как участвовать? Не понял я, что значит "как участвовать?" Границы региона есть результат войны, борьбы и игры. Т.е. несистемных процессов, т.е. процессов, которые мы скорее склонны отнести к области политики – хозяйственно-экономической, но и не только. При этом роль традиционно понимаемой военной силы в сохранении и поддержании региональных границ поменялась за последние 25-30 лет. Если раньше на весах существовали определенные (другие) инструменты удерживания границ, то сейчас их роль снизилась, следовательно, нужны другие инструменты. Кстати, обратите внимание, вчера я приводил этот пример с Хантингтоном. В чем состоит идея Хантингтона? Что регионализация проходит по границам доминирования конфессий, религиозных общностей. И если я даю такое деление по хозяйственно-экономическим укладам, то Хантингтон предлагает мир делить по культурно-религиозным границам. И утверждает, что ХХI век будет веком столкновения цивилизаций. А неустойчивые в цивилизационном отношении страны, к коим он относит в том числе и Россию, распадутся. Почему? Потому что он именно так моделирует основу регионального процесса. Вы можете с этим соглашаться, не соглашаться, но вы обязаны учитывать, что все-таки это ответственный работник ЦРУ. Он зря говорить не будет и писать статьи.

Вопрос: Основания для выделения биотехнологической модели?

П.Г.: Ну, понятно, что сегодня есть анклавы, в том числе и территориальные, которые продают будущее в форме продажи сырья, и как бы заимствования или снятия с мирового хозяйственного процесса биосферной ренты. Но сегодня продается, прежде всего, сырье, завтра будет продаваться вода, послезавтра будет продаваться воздух. Сегодня он уже продается в форме продажи маршрутов авиационных, завтра будет продаваться, наверное, в каких-то других формах. Вот у Беляева, вы знаете, есть роман "Продавец воздуха".

Вопрос: А технологическая основа…

П.Г.: Ну, потому что это элемент индустриальной формации, в этом смысле это инженерная экология. Это всегда добыча сырья, это всегда его переработка, обработка хотя бы для транспортировки. В этом смысле все уклады, входящие внутрь индустриального мира, в той или иной степени технологические и производственные.

Вопрос: Сибирская тайга производит больше озона?

П.Г.: Да, в этом смысле она тоже производитель. В этом плане понятие производства (вспомните) еще у Маркса получило очень широкое значение, поскольку он говорил, например, о производстве человека, не в том смысле, что мы его рожаем, а в том смысле, что мы его потом еще учим, переучиваем и производим его, так сказать, в его квалификационных характеристиках.

Вопрос: Национальные государства имели очень важную роль в осуществлении не мобильности рабочей силы. Т.е. принуждали эту самую вьетнамскую девочку оставаться во Вьетнаме, а не ехать во Францию. В том мире, о котором вы говорите, кто возьмет на себя эту функцию?

П.Г.: Ну, вы знаете, очень они плохо это делают сейчас. Сейчас национальное государство справится с экономической, образовательной и социальной миграцией пока практически не в состоянии. Поэтому существует целый ряд препятствий на этом пути. Но, как показывает опыт, она все равно происходит, потому что все равно есть глубинные, фундаментальные, в том числе хозяйственно-экономические интересы, которые стимулируют эту миграцию: запрещают по одним каналам, и стимулируют ее по другим. Вот приморцы талдычат про то, что нет китайцам, а сами нанимают регулярно их на стройку, потому что говорят: ну, мы же не будем строить, что мы рыжие что ли?