Лекция об индивидуальной истории, страница 6

Из зала: Петр Георгиевич, я про этот "Солярис" и про открытое образование. Это что, отсутствие образования?

П.Г.: Нет, это две вещи. Если брать именно образовательную сторону, это две вещи: это отказ от предзаданности назначения человека, поскольку образование было осмысленно до тех пор, пока образ конечный тот или другой был задан. ОБРАЗОВАНИЕ. Да? Создание по образу. Неважно, что там, Бог или герой, или еретик. В данной ситуации еретики - герои. Поэтому в тот момент, когда эта идеология разрушилась, идеология предзаданности конца, а ведь она разрушается очень просто. Не обязательно быть крутым демократом, чтобы она разрушилась. Она разрушается хотя бы оттого, что мир знания становиться доступным по другим каналам, чем взаимодействие между учеником-незнающим и учителем, который несет на себе полноту знаний. Появляется учебник. Появление учебника, это уже разрушение этого канала, ведь я учебник могу и на последней странице открыть. Но конечно долгое время учебники пишутся так, чтобы, открыв на последней, ты ничего не понял, но это уже борьба этой системы против тех, кто начинает из нее выходить. Попытка их закрепостить. А фактически это начинает разрушаться. Жесткая связанность меня с той технологией введения в мир знаний, которая была олицетворением, учитель, школа... А потом, когда мы это осознаем, мы говорим так: "Отлично, тогда мы общество с ограниченной ответственностью. Мы, в смысле институтов образования. Мы даем образовательную услугу, а ты хочешь, пользуйся, хочешь, не пользуйся. То есть ты ее либо теперь покупаешь, либо ты ее получаешь, будучи гражданином и т.д. и т.п., то есть относясь к сообществу, включаясь в него и принимая на себя его обязательства". Я продаю образовательную услугу. Но что это значит? Это принципиально меняет отношение, поскольку это означает, что я, входя в мир образования, должен иметь рамки целого до того, как я начну потреблять образовательную услугу. То есть я должен быть образован до того, как я начну получать образование. Что невозможно. Или приводит к некоторому потовому парадоксу. Поэтому открытое образование в этом смысле не образование, но возможность. И кстати, если обращаться к некоторым основаниям того, что здесь происходит, то не может быть программы открытого образования на одной площадке. Малые площадки со своими достаточно жесткими целевыми установками и ограниченностью ресурса не могут быть полноценным носителем открытого образования.

Из зала: (неразборчиво)

П.Г.: … Я не отрицаю наличия склеротических тенденций, но есть более глубокая вещь. Она заключается в том, что, а творчество-то мы признаем? А что это такое? Ну, если грубо, то это состояние, в котором человек становиться больше себя самого. Интересно. А если он стал больше себя самого, то это как, сохраняется состояние? То есть он может потом стать больше того, который стал больше и как шар раздуваться. Или стал больше себя самого, в этом состоянии нечто сделал, а затем вернулся в старое состояние. В этом смысле он не развивается в смысле роста. Он входит в это состояние, а затем выходит. И повторить то, что он сделал два часа назад, он не может. Я-то считаю, что это именно так, неважно, как вошел в это состояние, может я психотроп-неврастеник, а может я ... как в свое время на одной лекции Георгий Петрович объяснял как он системно рассуждает. Там сложно, и на первом ряду сидел мужик из Института нефти и газа, который занимался там расчетами запасов, и он его спрашивает: "Георгий Петрович, а как вы это все делаете?" Ну, он ему начинает рассказывать: "Надо различать процессы, функциональные структуры, ткань, затем они рефлексивно друг под друга прослаиваются…" Он говорит: "Да, это все понятно, но как вы все это делаете. Он ему снова: "Элемент, связь, пятое, десятое..." Тот снова. Георгий Петрович остановился, так смотрит на него и говорит: "Значит так. Не пить (смех), не курить и по 14 часов в день… и через 15 лет..." Вы знаете этот анекдот? Кто-то приходит в дом и говорит: "Ой, какой у вас вкусный пирог! А как вы его делаете?" - "Немного сахара, немного муки и двадцать лет у плиты". И все! Это очень просто. Вот это главная вещь. Я не тождественен себе самому в этих особых состояниях. И скорей всего не могу этого повторить. Как показывает опыт психоделиков, что даже принятие той же дозы не обеспечивает того же кайфа.