Планирование инноваций на малых и средних промышленных предприятиях, страница 5

Относительная капиталоемкость товаров и услуг. Более высокий уро­вень капиталоемкости характерен для менее привлекательных рынков.

Относительная доходность товаров и услуг. Данный показатель отражает привлекательность рынка.

Тенденции доходности. Учитывая эти тенденции, можно оценить пра­вильность выбора обслуживаемого рынка и соответствующей стратегии.

Реакция рынка на введение новых товаров и услуг. Это довольно объем­ный показатель, оценивающий при­влекательность рынка с точки зрения восприимчивости к нововведениям. Если у МСП имеется достаточный по­тенциал и широкие возможности для освоения и предложения новых това­ров и услуг, а избранный им рынок должным образом оценивает все нов­шества, то привлекательность такого рынка очевидна.

Число конкурентов. Это достаточ­но важный показатель. Чем меньше


число конкурентов на рынке, тем он привлекательнее.

Тенденции к разделению сфер вли­яния. Рассматриваются с целью выяв­ления возможных перспектив расши­рения деятельности МСП на исследу­емом рынке.

Степень концентрации конкурен­тов. Для каждого рынка определяет­ся количество конкурентов, товары и услуги которых заняли его основную часть. Рынки с низкими показателями концентрации (что свидетельствует о силе конкурентов), как правило, менее привлекательны, так как здесь созда­ются все условия для ужесточения конкурентной борьбы.

Показатели сравнительного ана­лиза. Проводится оценка основных конкурентов в сравнении с МСП по следующим направлениям: показате­ли финансовой устойчивости и пер­спективы развития; наличие необхо­димых денежных ресурсов, филиалов и выносных площадок, современных информационных технологий, квали­фицированного персонала, а также опыта реализации товаров подобного вида; конкурентоспособность цен и тарифов по продукции, реализуемой на данном сегменте рынка; оценка динамичности инноваций; основные элементы стратегии противодействия и т.д.

Показатели макроэкономического порядка. Эти показатели должны обя­зательно учитываться, хотя и оказы­вают опосредованное воздействие на степень привлекательности рынка. К ним относятся:

а) политические (принятие новых законодательных актов и т.д.), отно­шения с крупными экономическими институтами, с другими МСП и т.д.;

б) экономические (изменение тем­пов роста производства, платежеспо-


собного спроса, валютных курсов, процентных ставок, темпов инфляции в стране, уровня безработицы);

в) технологические (совершенс­твование технологии в разных отрас­лях экономики, в том числе в области МСП);

г) культурные (образ жизни, выбор карьеры, образование, отношение к товарам и услугам предприятий);

д) демографические (уровень рож­даемости, численность населения, возрастная структура, социально-эко­номические особенности, уровень квалификации).

Каждый из указанных факторов оценивается по 5-балльной системе с точки зрения его влияния на привле­кательность рынка. Высшей степени привлекательности рынка соответс-


твует высший балл и т.п. Общая сумма всех баллов отразит степень привлека­тельности рынка. Посредством срав­нения оценок привлекательности по нескольким исследованным рынкам можно выявить лучший. Кроме того, оценка каждого фактора позволяет оценить относительную важность каж­дого из них. Как правило, наиболее су­щественными показателями являются: размер рынка, темпы роста, капитало­емкость, концентрация конкурентов и клиентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. ИчитовкинБ.Н. Малые формы хо­зяйствования. - М.: Экономика, 1998.

2. МягковП.А. Малые предприятия. -М.: Экономика, МНПП «ЭСИ», 1999.

3. Все о малых предприятиях. - Ново­сибирск: Сибирь-ХХ! век, 1998.