Планирование инноваций на малых и средних промышленных предприятиях, страница 2

В настоящее время стратегическое планирование, и в том числе плани­рование инноваций как его составной части, становится правилом для малых предприятий в странах с развитой ры­ночной экономикой. На российских малых предприятиях чаще встречает­ся текущее, оперативное планирова­ние, чем стратегическое. Между тем именно стратегическое планирование и является главным фактором в кон­курентной борьбе, если, конечно, оно проводится на практике в соответст­вии с современными стандартами.

До недавнего времени разработкой стратегии занималось руководство предприятий. Сегодня малые пред­приятия, придерживающиеся такого стиля, неуклонно сдают позиции пе­ред своими конкурентами, применя­ющими более гибкий подход в этой области. Новый подход базируется на стратегическом мышлении большинс­тва. Стратегический менеджмент в отличие от традиционного планиро­вания - это удел исполнителей, т.е. тех, кто занимается не только разра­боткой стратегии, но и ее реальным осуществлением. В его основе лежит параллельная разработка стратегий на всех уровнях МСП при постоянном учете общей задачи предприятия. За­тем все стратегии сводятся и выраба­тывается интегрированная стратегия. Вместе с тем важное значение имеют постоянное наблюдение за ситуаци­ей на рынке и оперативное внесение соответствующих изменений в план, с тем чтобы он все время был реалис­тичным, нацеленным на реализацию


новых рыночных возможностей. Та­кой подход обеспечивает вовлечение в процесс стратегического управления исполнителей, непосредственно зани­мающихся выполнением намеченных целей, через участие в создании пла­на. В то же время МСП получают чет­кие ориентиры в своей деятельности, которые пересматриваются при учас­тии реальных исполнителей по мере изменения рыночной ситуации.

Объективная оценка складываю­щейся ситуации предполагает учет сильных и слабых сторон деятельнос­ти малого предприятия, предвидение основных будущих угроз и возможнос­тей, адекватное отражение ключевых стратегий конкурентов [3]. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает ориентация планирова­ния на изменяющиеся условия, что придает управлению предприятием необходимую гибкость и динамич­ность.

Эффективность процесса плани­рования предопределяется внимани­ем руководства МСП и менеджеров структурных подразделений к вопро­сам стратегического планирования, реальным одобрением и поддержкой системы планирования со стороны ру­ководства организационных единиц. Стратегическое планирование входит в управленческую практику малого предприятия, становится неотъемле­мой частью его внутренней культуры. Это позволяет избежать чисто фор­мального подхода к осуществлению плановых функций.

Одним из условий успешного функ­ционирования системы планирования и важным требованием к ней является подкрепление ее системами мотива­ций, контроля, внутренних коммуни­каций и соответствующей информа­ционной базой.


119



Рассматривая требования к систе­ме планирования, нельзя не сказать о требованиях, предъявляемых к стра­тегическому плану и плану иннова­ционной деятельности МСП как его части. Принципиальным требованием к плану является его точное соответс­твие миссии предприятия. Без этого невозможно развитие предприятия в направлении, закрепленном в офици­альном программном заявлении. Он должен быть увязан с имеющимися возможностями и ресурсами, так как недооценка возможностей МСП неиз­бежно ведет к неполному раскрытию потенциала, а их переоценка может повлечь за собой серьезные последс­твия. Кроме того, стратегия, принятая предприятием, должна гарантировать оптимальное распределение его ре­сурсов.