Методико-практический путеводитель по темам курса "Теория статистики", страница 2

Шкала — это средство упорядочения и количественного выражения признаков. Используются такие виды шкал:

·  номинальная — шкала наименований, устанавливающая отношение подобия элементов, при котором порядок расположения признаков не имеет значения;

·  порядковая (ранговая) — шкала, устанавливающая последовательность интенсивности проявления признака;

·  метрическая — количественная шкала, в основу которой положены результаты непосредственного измерения.

Примером номинальной шкалы могут быть: классификатор сфер экономической деятельности, перечень форм собственности, видов предпринимательской деятельности и т. п. или ответы на вопросы анкеты, например, такого характера:

«Какие отрицательные черты, по-вашему, присущи национальной телерекламе?»:

1) однотипность приемов;

2) недостаточная художественность;

3) примитивность содержания;

4) невыразительность эффектов;

5) другое.

Статистическая обработка признаков номинальной шкалы сводится к числовому выражению качественных характеристик путем их оцифровывания (присвоения отдельным значениям цифр "1'' или "О" в случае наличия ответа или его отсутствия).

Порядковая шкала используется для определения уровня успеваемости учащихся, степени экономического риска предпринимателей, уровня квалификации работников, степени инвестиционной привлекательности объектов и т. п. или при определении отношения респондентов к какому-либо явлению или процессу, мнения экспертов. Например, ответы на вопрос анкеты: "Удовлетворяет ли Вас качество обслуживания в общественном транспорте?":

1) да, вполне;

2) не совсем;

3) совершенно не удовлетворяет.

Признаки порядковой шкалы оцифровываются путем присвоения рангов (баллов) отдельным значениям в порядке увеличения или уменьшения их интенсивности.

Метрической шкалой определяются объемы производства и реализации продукции, размеры капитала, численность занятых в общественном производстве, количество и стоимость приватизированных объектов и т. п.

Другой составляющей плана наблюдения являются организационные вопросы, выясняющие: кто проводит наблюдение (органы и персонал); где проводит (место наблюдения); с помощью чего (материально-техническое обеспечение); способ обеспечения точности результатов (система контроля и пробные обследования); когда проводит (время и период наблюдения).

Время наблюдения (объективное время) — это время, к которому относятся данные наблюдения. Если объектом наблюдения является процесс, то определяется интервал времени, в течение которого накапливаются данные. Если объектом наблюдения является состояние, то избирается критический момент — момент времени, по состоянию на который регистрируются данные. Например, регистрация количества заключенных договоров на бирже осуществляется как за период (месяц, квартал, год), так и по состоянию на определенные моменты (дни биржевых торгов).

Критическим моментом пользуются при переписи населения. Например, момент — 0 часов с 11 на 12 января. Поскольку зарегистрировать все население страны в одну минуту невозможно, то устанавливается период наблюдения (субъективное время) — время, в течение которого осуществляется регистрация данных. Например, субъективное время переписи населения — 8 дней (с 12 января по 19 января). Выбор времени наблюдения осуществляется в наиболее благоприятный период (наименьшая миграция населения; спокойная социально-политическая ситуация).

Контроль данных наблюдения — это средство предупреждения, выявления и исправления ошибок наблюдения, которое состоит в проверке данных на полноту и достоверность. Полнота данных проверяется визуально, а достоверность — путем логического и арифметического контроля.

Логический контроль — это проверка соответствия данных путем сравнения взаимозависимых признаков, которая устанавливает только наличие ошибки, а не ее величину. Например, контроль размера доходов домохозяйства проводится путем их сопоставления с расходами или возраст респондента сравнивается с его семейным положением.