Социология как наука. Социологический способ познания. Методология и методика конкретного социологического исследования. История социологической мысли. Общество как социальная система. Социальная структура общества, страница 7

В своем подходе к обществу Маркс применяет системный подход. Общество он рассматривает как некое целое единство, имеющее структуру.

А)  Структура общественной системы.

Б) Источник классовой борьбы в объективном противоречии между двумя элементами базиса.

В)  Взгляды на прогресс истории

Эмиль Дюркгельм.

 Явился основателем структурализма в социологии. Суть данного направления: общество представляется в виде комплекса элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Задачей исследования яв­ляется обнаружение этих функций.

А) Онтологическое определение общества.

Б) Понятие социального факта, его признаки и виды.

В) Специфика социологического способа исследования.

Г) Взгляды социолога на общество и человека. Типология обществ.

3. Интерпретивные (модернистские) парадигмы.

 Объединяет парадигмы предмет исследования – личность, как сознательное существо, мотивирующее свое поведение. Особо уделяли внимание фактору сознания, поэтому использовали герменевтические подходы.  Герменевтический подход в социологии образно описал через свою теорему американский ученый Томас: Если люди определяют какую-то ситуацию, как реальную, она действительно станет реальной.

Метод изучения – отнесение к ценностям Социологи должны устанавливать какими принципами, нормами руководствуются люди, а затем на основе выведенных ценностей анализировать поведение отдельных индивидов.

Направления:

Понимающая социология М.Вебера и Г.Зиммеля.

Психоанализ.

Символический интеракционизм.

Феноменология.

Этнометодология.

Теория социального действия.

Корни этих парадигм уходят в школу понимающей социологии, которую создали немецкие социологи М.Вебер и Г.Зиммель.

А) Теория социального действия М.Вебера.

Не все действия людей являются социальными. Например, действия по отношению к технике и природе не являются социальными.

Социальные действия обязательно обладают двумя признаками:

1.  они должны быть сознательными или рациональными;

2.  они должны быть ориентированы на другого человека.

Вебер социальные действия, производимые людьми, классифицировал на 4 разряда:

1)  Целерациональные - это также действия, которые включают в себя осознанную цель и средст­
ва четко продуманные для ее достижения. Они всегда прагматичные.

2)  Ценностно-рациональные действия - это также действия при которых человек руководствуется
разделяемыми им ценностями.

3)  Традиционные - действия, которые человек совершает по традиции, руководствуясь принци­
пом «так принято».

4)  Аффективные - действия, произведенные в страсти.

По Веберу, современное общество - это общество, в котором основными являются целерациональные действия. Вебер считает, что мотивацию социальных действий, должен прежде всего изучать социолог. В ней источник по­ведения людей, а значит и социальных процессов, а значит и общественных структур. Социолог для этого имеет в распоряжении два метода:

1)  он должен уметь вчувствоваться в состояние людей, т.е. должен обладать эмпатией..

2)  рационального понимания или рационального конструирования их мотивов. Этот способ явля­ется ведущим в работе социолога. Вебер считает, что ядро мотивации находится в культуре и
прежде всего в ценностных установках людей.

Б) метод «отнесения к ценностям», теория «идеального типа»:

- новая интерпретация ценности. У Дюркгейма надличностная природа ценностей.

Вебер понимает  ценность как интерес эпохи (исторично).

-  вводит категорию «идеальный тип». Под ним он понимает ведущий интерес эпохи, поддонный в логической конструкции. Так бюрократия, капитализм, являются идеальными типами (они и есть логиче­ские конструкции, выраженные  в понятийной форме).

                       4. Интегральные (постмодернистскик) парадигмы.

Основателем данной группы парадигм является русско-американский социолог П.Сорокин. Он учел недостатки, как структурных, так и интегральных парадигм: