Социология как наука. Социологический способ познания. Методология и методика конкретного социологического исследования. История социологической мысли. Общество как социальная система. Социальная структура общества

Страницы работы

Содержание работы

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА

 


ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА  И

 СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ

Конспект лекций  по курсу  «Социология»

для студентов дневной формы обучения


Красноярск 2006

Министерство образования Российской Федерации

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва

Институт менеджмента и социальных технологий

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ

Конспект лекций  по курсу  «Социология»

для студентов дневной формы обучения

Красноярск 2006

УДК 659.3/ 4

ББК 65.9

         65.050

Рецензент:

Кандидат философских наук, доцент А.В. Сперанский

Печатается по решению Методической комиссии ИМСТ

Курс лекций для студентов дневной формы обучения / А.В. Сперанский; СибГАУ. Красноярск, 2006.    с.

© Сибирский государственный

аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева, 2006


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ

Конспект лекций  по курсу  «Социология»

для студентов дневной формы обучения

Составитель

Мосунова Зинаида Александровна

Компьютерная верстка А.В. Сперанский

Подп. в печать 01.03.2006. Формат 60x84 / 16. Бумага офисная

Печать плоская. Усл. печ. л.      Уч.- изд. л.    

Тираж    экз. Заказ   ______  

Отпечатано в отделе копировально-множительной техники СибГАУ.

660014, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Лекция N 1.

Социология как наука. Социологический способ познания.

ПЛАН.

1. Переодизация становления социологии как самостоятельной науки об обществе.

2. Предпосылки возникновения социологии.

3. Объект и предмет науки.

4. Структура социологии  и социологического знания

5.  Дисциплинарная матрица социологии.

6. Функции социологии..

1. Периодизация становления социологии как самостоятельной науки.

.

  Термин «социология» впервые появился в работе французского мыслителя Огюста Конта «Курс позитивной философии» (1839 год). Социология дословно переводится как обществознание.

  Голландский социолог П.Й. Бауман выделяет в становлении социологии как самостоятельной науки четыре периода:

1. Античность и средние века. Социология как часть общей философии социума (прежде всего государства, права и  морали) сформировалась в единую этическую и религиозно-нормативную систему. Социологическое  мышление представлено именами Платона, Аристотеля, ранними христианскими мыслителями.

2. ХVI-XVII века. Социология сближается с естественнонаучным мышлением и начинает изучать естественные закономерности. Эмпирики Джон Локк и Дэвид Юм сильнейшим образом способствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности.

3. XVIII- вторая треть XIX века. Социология существует как самостоятельная наука, которая, однако, использует методы других наук, прежде всего естественных. В социологическом мышлении в этот период благодаря Сен-Симону и Конту господствовал естественнонаучный позитивизм. К концу периода относится творчество великих социологов К.Маркса и Г.Спенсера.

4.  Вторая треть XIX – нач.XX века. Социология представляет собой самостоятельную науку со своими методами, предметами и понятиями.

Таким образом, условно можно отнести появление социологии как отрасли научного знания в Европе к 40-60-ым гг. XIX века.

2.  Предпосылки возникновения социологии.

I группа. Социально-политические и экономические причины:

1.  Результатом промышленной революции явилось появление качественно новой рабочей силы, которую уже невозможно было побуждать хорошо работать простыми стимулами. Необходимо было изучить условия труда и быта формирующегося рабочего класса и в соответствии с ними разработать более сложную систему стимулов.

2.  В результате 3-х французских революций конца 18 века и начала 19 века старые политические режи­мы и социально-экономическое устройство общества начали упраздняться. Европа ставила задачу создания гражданского общества. Необходимо было сначала чисто теоретически осмыслить модель ново­го общества.

3.  Следствием интенсивных процессов урбанизации стала миграция миллионов людей из деревни в город, смена традиционного сельского образа жизни на городской. Лозунги французской революции: свобода, равенство, братство - подорвали традиционные устои, на которых покоился феодальный мир. В результате города превратились в очаги преступности, неустойчивости. Необходимо было выстроить жизнь городского населения, стабилизировать общество, придать ему устойчивость.

        II.группа. Научные предпосылки:

1.   Открытия в области биологии, оказавшие влияние на появивление новых идей об обществе:

Похожие материалы

Информация о работе