Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты и основные понятия дисциплины, страница 3

- объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;

- действие конкурентов в части создания и внедрения инноваций;

- перспективы развития данных инноваций.

При создании новой продукции предприятие осуществляет определенные затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) те чем меньше спрос на новую продукцию, тем она дороже для покупателей в силу значительных расходов на эти работы по каждому изделию. Примером может служить программа закупки авиацией США новых самолетов F-22. Объем заказа по сравнению с первоначальным был снижен в три раза, что привело к резкому удорожанию одного самолета.

Изменение цен может произойти под влиянием таких факторов, как резкое повышение требований к экономической и экологической безопасности, изменение цен на энергоносители, сырье и материалы. При этом следует учитывать, что:

- требования к экономической и экологической безопасности постоянно ужесточаются;

- требования к квалификации, а следовательно, и уровню оплаты труда растут;

- ужесточаются требования к качеству материалов;

- наиболее сложные изделия и будут наиболее дорогими в силу увеличения доли НИОКР в затратах.

Невозможность полного учета собственных издержек на прогнозируемую продукцию обусловлена такими факторами, как непредвиденные расходы на дополнительные научные разработки, повышение цен на комплектующие детали и узлы, рост тарифов и т.д. Следовательно, для учета этих факторов нужен определенный поправочный коэффициент.

Учет действий конкурентов в современных условиях зависит прежде всего от размеров компании и степени наукоемкости продукции. Чем больше компания, тем меньше конкурентов. Примером может служить компания Boling, конкурентами которой по большим пассажирским самолетам является авиапромышленность Западной Европы и России. Может быть и такое положение, когда предприятия не имеют конкурентов. Примерами являются судостроительный завод в США по выпуску тяжелых атомных авианосцев и завод в Северодвинске по изготовлению самых крупных атомных подводных лодок. Может быть и ситуация, когда компания настолько прочно занимает свою нишу на рынке, что конкурировать с ней очень сложно. Примером является производство небольших реактивных пассажирских самолетов в Бразилии.

Сложную проблему представляет учет перспектив развития инноваций. В истории были примеры, когда определенная инновация развивалась очень быстро и не менее быстро от нее отказывались. Это массовое увеличение выпуском полученных автомобилей в тридцатые годы прошлого века и не менее быстрый отказ от них в конце сороковых годов.

Как известно, прогнозирование инноваций требует соответственного обеспечения. Различают такие виды обеспечения, как:

- информационное;

- техническое;

- финансовое;

- кадровое.

Информационное обеспечение инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс. С одной стороны требуется наиболее полная информация о состоянии дел по определенному научному или техническому направлению, включая сведения о состоянии дел у конкурентов, а с другой – требуется максимально сократить объем информации о состоянии собственных разработок. О значении сохранить собственные разработки говорит следующий отрицательный пример. Созданный в США новый самолет F-35 удивительно напоминает наш ЯК-141, который проходил испытания в конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого века.

Техническое обеспечение инноваций подразумевает наличие соответствующей технической базы для конструирования, создания и отладки опытных образцов. К сожалению, разрушение технической базы Академии наук и ликвидация многих научно-производственных объединений привели к критической ситуации в этой сфере.

Финансовое обеспечение инноваций очень важно. К сожалению, огромные деньги омертвлены  в стабилизационном фонде вместо того, чтобы их направить на финансирование инноваций.

Положение с кадровым обеспечением может рассматриваться как критическое. Причины следующие: