Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты и основные понятия дисциплины

Страницы работы

Содержание работы

Инновационный менеджмент. Обзорная лекция

для студентов V курса специальности 061100 - «Менеджмент»

Кафедра Экономики предприятий и предпринимательства

Автор: к.э.н. Бобков Л.В.

Вводная часть

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию представляется обзорная установочная лекция по дисциплине «Инновационный менеджмент».

Обзор теоретического материала осуществляется по следующему плану:

1.   Определение, становление и основные черты инновационного менеджмента.

2.   Прогнозирование и планирование инноваций.

3.   Организация инновационного менеджмента.

4.   Малый бизнес и инновации.

5.   Инновационные проекты и расчеты их экономической эффективности.

1.  Определение, становление и основные черты инновационного менеджмента

Инновации – это получение нового или модернизированного продукта (услуги) или создание нового или повышение эффективности деятельности технологического процесса. Инновации подразделяются на продуктовые, т.е. создание новых или модернизация ранее выпускавшихся товаров и процессные, т.е. введение новых или улучшение действующих технологических процессов.

Под инновационным процессом следует понимать преобразование знаний в создание готового продукта. Инновационный процесс включает в себя научные разработки, подготовку опытного образца производство нового или модернизация существующего продукта.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная создание, производство и внедрение на рынках новой техники и технологии или модернизации с соответствующим научным и финансовом обеспечении.

Инновации подразделяются на:

- создание новой техники;

- модернизация существующей техники;

- создание новых технологических процессов;

- улучшение действующих технологических процессов по таким направлениям как:

- получение продукции более высокого качества;

- снижение потерь;

- улучшение экологических показателей.

В инновационную деятельность входят следующие виды деятельности:

Подготовка и выпуск нового продукта или услуги;

- подготовка, освоение нового технологического процесса;

- подготовка, если требуется, то и переподготовка персонала;

- приобретение патентов и лицензий;

- приобретение машин и оборудования;

- разработка технологических карт.

Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность процедур и задач, которые определяются уровнем развития инновационного процесса. В состав процедур и задач входят следующие элементы:

- четкая цель;

- состав органов управления;

- наличие прямых и обратных связей;

- граница влияния системы на выпускаемую продукцию.

Развитие инновационного менеджмента началось с работ Шумпетера. В нашей стране этими вопросами первым стал заниматься Кондратьев.

Для экономики России важнейшее значение имеет выполнение следующих задач инновационного менеджмента:

- сохранение и развитие инновационной деятельности за счет четкого определения целей государства и организаций;

- развитие инновационной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности;

- развитие инновационной деятельности для решения социальных и экологических проблем.

Функциями инновационного менеджмента являются:

- организация отбора наиболее важных направлений развития науки и техники;

-обеспечение в государстве и в организациях необходимого научного задела;

- четкая увязка интересов государства и организаций.

Как известно, за последние 150 лет происходит постоянный процесс внедрения инноваций в производство и в повседневную жизнь граждан. Инновационный процесс происходит в форме эволюции, т.е. постепенное насыщение рынка новыми товарами и в форме революции – стремительного насыщения рынка принципиально новыми товарами. Примером первого может служить телефонизация городов и поселков, а второго – сотовая телефонная связь.

Похожие материалы

Информация о работе