Мышление в психологии. Подход к мышлению В.В.Давыдова. Мышление в логике. М.Мамардашвили о мышлении, страница 5

Давыдов В. В. рассматривал мышление уже в контексте не только психологии, но и философии. Также он участвовал в работе Комиссии по логике и психологии мышления, которая работала над объединением средств и методов логики и психологии в исследовании разнообразных проявлении и форм мышления. Инициатива появления этой Комиссии исходила из того, что методы каждой из названных дисциплин ограничены и не могут дать достаточно полных и практически эффективных описаний мышления; они полагали, что как логика, так и психология в своем развитии подошли к тому состоянию, когда становятся необходимыми их взаимная связь, совместное использование при решении практических, инженерно- конструктивных и собственно научных задач, а все это ведет к обогащению и развитию самих этих дисциплин. Т. к. значительная часть участников семинара исходила из идей культурно- исторической концепции Л. С. Выготского и развивала ее, объединяя с основными идеями операционной концепции мышления, развивавшейся преимущественно в логике. Из этой ориентации вытекал их принципиальный подход к мышлению: оно представляет собой “духовное”, а не “душевное” явление, мышление нельзя сводить чисто к психическим процессам, психика и сознание является лишь частью того материала, на котором существует мышление, одна из форм фиксации и организации его. Также наряду с психикой и сознанием знаковая система, машина и предметы являются тем материалом, на котором существует и развивается мышление. Для более лучшего понимания этого мышление можно сравнить с  воздухом, которые пронизывает все и присутствует везде.  Воздух “пронизывает” и наше тело. В нашем теле есть кислород, который поддерживает его жизнедеятельность. Но это не значит, что воздух ограничен каким-либо телом. Также и мышление как “духовное” явление пронизывает наш мир и “присутствует”, “гостит” у каждого человека. И психические процессы являются материалом, на котором, как уже говорилось, существует и развивается мышление. 

Мышление в логике

В философии, наукой, которая делает своим предметом исследования мышление, является логика. Слово logos значит “мысль”, “разум”, “закономерность”. Также термин логика обозначает совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления. Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения  к объективной, полной, всесторонней истине. Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. С одной стороны это движение мысли от незнания к знанию, а с другой от некоторого знания к большему незнанию. Ведь чем больше ты узнаешь одно, тем больше ты и узнаешь то, что что-то ты еще не знаешь, больше пробелов в своем знании.

В познании как раз и выделяют чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и абстрактное мышление, основными формами которого являются понятие, суждения и умозаключения. Суждение- форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях. Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Под словом понятие я буду понимать форму “мышления”, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Например, выделяя общие признаки присущие всем студентам (интересно какие?), мы выделяем понятие студент (интересно есть ли оно?). Абстрактное мышление позволяет нам из одних знаний получать другие, не обращаясь непосредственно к опыту, к показаниям органов чувств. Например, если мы видим где-то дым, мы можем сделать вывод, что горит костер. В абстрактном мышлении выделяют следующие особенности:

1.  Опосредованное и обобщенное отражения действительности.

2.  Активное отражение мира и участие в его преобразовании.

3.  Неразрывная связь с языком.

М. Мамардашвили о мышлении