Мышление в психологии. Подход к мышлению В.В.Давыдова. Мышление в логике. М.Мамардашвили о мышлении, страница 2

·  Решение таким способом возможно лишь для тех задачь, которые схожи с уже решавшимися. Как решать те задачи, которые совершенно яваляются совершенно новыми для субъекта?

Теория комплексов Отто Зельца.

Задача представляет собой комплекс, в котором решение явялется более или менее неопределенной частью этого комплекса и находится в определенных абстрактных и заданных отношениях с остальной фиксированной и понятной частью комплекса. Особенноть этой теории в том, что решение основывается не на изолированных частях ситуации, но с самого начала связана с целостным комплексом. Остается лишь конкретизировать, понять первоначальные абстрактные “детерминанты”, части комплекса.

Эта теория просто заключает поблемную ситуации и решение в один комплекс, не рассматривая ситуации их изолирования и тем самым уходя от вопроса.  К ней можно задать еще следующие вопросы:

·  Каковы отношения между фиксированной и неопределенной частью?

·  Каков механизм  конкретизации, понимания неопределенной части?

Дункер К.

 Дунекер К., проанализировав несколько подходов к исследованию мышления (теории ассоциаций, “теория констелляций” Г. Мюллера, теория комплексов Отто Зельца, юмовские случаи решения задачь) выводит следующее определение мышления. Мышление- процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации  приводит к адекватным ответным действиям. Оно характеризуется исследованием проблемной ситуации и наличием задачи. При этом он не пытается исследовать глубоко такой феномен как инсайт, понимание. Откуда появляется вдруг какая-то мысль? Как существует? Чем поддерживается? Как исчезает? Может ли эта мысль быть коллективной?

Концепция интеллекта Ж. Пиаже.

Ж. Пиаже делал акцент на развитие интеллекта.

Интеллект- особая форма взаимодействия между субъектом и объетком, специфическая деятельность, которая будучи производимой от внешней предметной деятельности предстает как совокупность  интериоризированных операций, скоординированных между собой и образующих устойчивые, обратимые и подвижные целостные системы.

Основные принципы:

1.  Интеллект определяется в контексте анализа поведения., т. е. особого обмена или взаимодействия между внешним миром и субъектом. При этом во всяком поведении можно выделить уровень аффективный, который побуждает к действию, и когнитивный, который организует поведение, определяет возможные пути связи субъекта с объектом. Интеллект выступает как один из компонентов когнитивного уровня.

2.  Интеллект имеет адаптивную природу. Субъету, при взаимодействии с природой необходимо определять формы адаптации к среде и интеллект является высшей формой адаптации к среде. Адаптация выступает здесь как то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и ответным воздействием среды.

3.  Отражение окружающей действительности. Суть интеллекта в его деятельностной природе. Психическая или интеллктуальная жизнь начинается “с функциональных взаимодействий”, т. е. с того момента, когда ассимиляция (дейтсвия организма на окружающую среду) не изменяет ассимилируемые объекты физико- химическим образом, а включает их в форму своей собсвенной деятельности, т. е. когда аккомадация влияет только на деятельность”

4.  Интеллектуальная деятельность всегда производна от материальных действий. Элементы инеллектуальной деятельности (операции) представляют собой интериоризированные действия, которые только в том случае могут считаться операциями, когда они скоординированы между собой и образуют обратимые, подвижные и вместе с тем устойчевые структуры.

5.  Принцип генетического выведения или сложность определения границ интеллекта.

Стадии развития интеллекта:

1.  Сенсомоторная (0-2 года)

Происходит овладение сенсо-моторными способностями, на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков, и связывание действий. Формируются новые средства достижения целей.

2.  Предоперациональная (2-5 лет)

Интеллект на  этой стадии называют символическим. Ребенок может представлять конкретные объекты в виде образов и обозначать их символами. Дети выдают желаемое за действительное.

Характеристики символического мышления: