Мышление в психологии. Подход к мышлению В.В.Давыдова. Мышление в логике. М.Мамардашвили о мышлении, страница 3

а.) эгоцентризм – отношение к объектам и событиям, при котором себе отводится центральное место. Ребенок может думать о чем- либо и иметь дело с чем- либо только со своей точки зрения. Он не может встать на точку зрения другого.

б.) синкретизм – смутное и неверное представление о некотором целом, в котором все перепутано и различные детали выступают в зависимости от представляемого интереса.

Следствием эгоцентризма и синкретизма являются еще 3 свойства символического мышления:

в.) детский реализм- ребенок не может видеть вещи сами по себе.

г.) детский анимизм – результат проецирования своего “Я” на окружающие предметы.

д.)артифициализм – представление ребенка о том, что все создано для него.

3.  Уровень конкретных операций (5-11 лет)

Ребенок может учитывать разные аспекты ситуации и сохранять массу, объем, при изменении формы объекта. Он способен классифицировать предметы, располагать их в ряд. В конце у ребенка появляется представление о скорости и измении с помощью эталона.

4.  Стадия формальных операций (11-15 лет)

Мыслительные операции могут осуществляться без конкретно-предметной основы. Появляется абстрактное мышление (дедукция и индукция).

Эксперимент Сахарова-Выготского.

Предметом своего рассмотрения авторы взяли образование понятий, которое является особым, новым способом мышления. Процесс образования понятия включает в себя процессы ассоциации, внимания, представления, суждение, детерминирующей тенденции, которая регулирует наши представления исходя из поставленных целей и задач, функциональное употребление знака или слова в качестве средства, с помощью которого подросток подчиняет собственные психические операции, овладевает течением собственных психических процессов и направляет их деятельность на разрешение стоящей задачи.

Ступени развития понятия:

1.  Синкретизм как тенденция связывать в восприятии, в мышлении, в действие, на основание единого впечатления, самые разные и не имеющие внутренней связи элементы, приводя их нерасчлененный слитный образ. На этой ступени выделяют 3 периода: период проб и ошибок, образование синкретического образа на основе пространственных встреч отдельных элементов, приведение к одному значению представителей различных, прежде уже объединенных в восприятии ребенка, групп.

2.  Ступень образования комплексов. Обобщение представляет по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов, объединенных на основе не только субъективных связей, но и объективных. Типы комплексов:

а.) Ассоциативный. В основе лежит навязчивое сходство признаков отдельных предметов (форма, цвет и др.)

б.) Комплексы-коллекции. Объединение вещей идет не по сходству, а по взаимодополнению, по признаку функционального дополнения (например, обеденный прибор состоит из ножа, ложки и тарелки).

в.) Цепной комплекс. В процессе образования комплекса происходит переход от одного признака к другому. Например, ребенок подбирает к синему квадрату синий треугольник, а к нему уже желтый треугольник.

г.) Диффузный комплекс. Признак, ассоциативно объединяющий отдельные конкретные элементы и комплексы, как бы диффундируют, становятся неопределенным, размытым, смутным. Например, ребенок подбирает к желтому треугольнику, белую трапецию, т. к. она ему напоминает треугольник с отрезанной вершиной.

д.) Псевдопонятие. Считается, что из общения со взрослым ребенок не может сразу усвоить способ мышления взрослого, поэтому он получает продукт, сходный с продуктом взрослого. Ребенок не создает своей речи, но усваивает готовую речь окружающих его взрослых.

3.  Понятие как форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.

Я бы задал следующие вопросы, которые, как я считаю, расширили бы рамки психологического подхода к мышлению:

·  Взаимодействует ли мышление, как психический процесс, с другими психическими процессами, которые принадлежат одному и тому индивиду? Если да, то как?

·  Взаимодействует ли мышление, как психический процесс,  с психическими процессами другого индивида, носителя?  Если да, то как?

·  Как появляется такой феномен как коинцинденция, т. е. совпадение мыслей, чувств двух и более субъектов, например, на любовном свидании? Что это за феномен?