Проблемы повышения качества осушки газа, страница 47

115


масла в гликоле и ориентировать персонал на выявление масла в застойных зонах и его удаление.

Следует сказать также, что присутствие масла на стенках те-плообменных трубок АВО ухудшает теплопередачу и снижает эф­фективность работы АВО.

В перспективе с пуском в эксплуатацию II очереди ДКС про­блемы, связанные с поступлением масла в систему осушки и реге­нерации УКПГ, станут еще актуальнее. Учитывая, что проектом не предусмотрена очистка газа после ДКС от масла, целесообразно обратиться к отраслевым научным и конструкторским организаци­ям за предложениями технических решений данной проблемы.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на процесс гликолевой осушки газа, является температура контакта "газ-ДЭГ". При работе с ДКС температура контакта определяется температурой газа на выходе из АВО ДКС. Режим работы АВО напрямую связан с температурой окружающей среды. Анализ среднемесячных температур, проведенный УНИПРом, показывает, что после ввода в эксплуатацию ДКС средняя температура контак­та в абсорберах повысилась на 2-3 °С, что соответственно повлекло за собой некоторое ухудшение качества газа. В самый теплый пе­риод наблюдается повышение температуры газа на выходе из АВО ДКС до 20 -25 °С, что связано с высокой температурой наружного воздуха. В зимний период температуру после ДКС приходится ис­кусственно поддерживать на уровне 13-15 °С, из-за того, что про­исходит образование гидратов в нижних теплообменных трубках АВО. При дальнейшей эксплуатации с повышением степени сжа­тия на ДКС проблема поддержания рабочей температуры процесса осушки газа станет еще острее.

Проектные решения по охлаждению осушенного газа осно­ваны на использовании аппаратов воздушного охлаждения. Под­земная прокладка межпромысловых коллекторов в условиях мно-голетнемерзлых просадочных грунтов предъявляет повышенные требования к температуре газа, которая должна поддерживаться круглогодично 0 -г- 2 °С. Практика показывает, что при температуре окружающей среды выше 20 °С в летний период температура осу­шенного газа, поступающего в межпромысловые коллекторы, дос-

116


тигает до 10 -4-15 °С, что приводит к растеплению грунтов в зоне трубопроводов.

Для решения проблем, связанных с повышением качества га­за, эффективностью эксплуатации Ямбургского ГКМ в компрес­сорный период, необходимо обратиться к отраслевым научным и проектным организациям. Конкретные задачи, требующие новых технических решений, могут быть сформулированы следующим образом.

Для предотвращения попадания масла в систему УКПГ необ­ходимы:

1)  разработка технических предложений по улавливанию
масла после АВО ДКС;

2)  модернизация уплотнений нагнетателей ГПА ДКС;

3)  обеспечение контроля за появлением масла в емкостях Е-4
и своевременным его удалением.

Для понижения температуры абсорбции:

1)  использование источников искусственного холода (ПХУ,
водоаммиачных или фреоновых установок);

2)  модернизация существующих АВО и разработка более
эффективной теплообменной аппаратуры;

3)  рассмотрение возможности дополнительного ингибирования сырого газа на выходе из ГПА ДКС .

© Р.Х. Сулейманов, С.Д. Шиняев, А.А. Ершов

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ГАЗА В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ ГАЗА НА ЯМБУРГСКОМ ГКМ

Сулейманов Р.Х., Шиняев С.Д., Ершов А.А. (ООО "Ямбурггаздобыча")

Основным показателем качества транспортируемого газа яв­ляется температура точки росы (ТТР), которая определяется коли­чеством паров воды и углеводородов в газе.

На протяжении многих лет для измерения ТТР использова­лись приборы конденсационного типа "Харьков- 1М", нХарьков-2", "Градиент-2", "Харьков-4". При измерении ТТР приборами конден-

117


сационного типа "Харьков" определяется температура среды, при которой происходит конденсация малых капель, находящихся в га­зе, на поверхности измерительной камеры прибора.