Анализ бухгалтерской отчетности и расчет основных финансовых показателей, страница 10

Коэффициент рентабельности собственного капитала – рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.  Он характеризует эффективность использования  собственного капитала.

Алгоритм расчета по данным отчетности следующий

Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность продаж)– рассчитывается как отношение прибыли от реализации (стр.050 ф.№2) к чистой выручке от реализации (стр.010 ф.№2); характеризует, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Используется для принятия решений по управлению затратами, формированию ассортимента, ценовой политике.

Коэффициент рентабельности затрат на производство и реализацию продукции (рентабельность основной деятельности) – рассчитывается как отношение прибыли от реализации (стр.050 ф.№2) к себестоимости продукции (стр.020 ф.№2).

Интересным направлением  анализа может быть объединение в один показатель рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов. С этой целью умножим числитель и знаменатель показателя рентабельности активов на объем реализации и получим следующее выражение

где:   П -  прибыль,

А   - стоимость всех активов,

РП  - объем реализованной продукции.

Это формула Дюпона (компания Дюпона стала применять ее первой). Она характеризует:

-  значение оборачиваемости активов для обеспечения конку­рентоспособного уровня рентабельности;

-  значение коэффициента рентабельности реализации продукции для обеспечения конкурентоспособного уровня активов;

-  возможность альтернативного выбора между ускорением оборачиваемости активов и рентабельностью реализации для обеспечения конкурентоспособного уровня активов.

4. Показатели деловой и рыночной активности. Базовые показатели

финансового  менеджмента.

Коэффициенты деловой активности – характеризуют эффективность использования предприятием своих активов. Деловая активность в финансовом плане проявляется в скорости оборота средств предприятия, которая может выражаться в числе оборотов соответствующих активов и в длительности периода одного оборота. Чем больше число оборотов и меньше длительность одного оборота, тем выше степень деловой активности предприятия. Данные показатели в значительной мере зависят от отраслевой принадлежности предприятий: есть отрасли с длительным производственным циклом, а есть с коротким.

Для расчета показателей оборачиваемости активов необходимо использовать среднюю (за период) стоимость активов – СА, которую можно рассчитывать как среднюю арифметическую:

         САнп + САкп

СА      =  —————— ,  

  средняя                          2

где САнп и САкп – стоимость данного вида активов на начало и конец периода соответственно.    

Коэффициент оборачиваемости  активов – равен отношению выручки от  реализации продукции к итогу актива баланса. Он показывает, сколько раз обернулись все активы предприятия или сумму денежной выручки, полученной на каждый рубль используемых активов. Алгоритм расчета по данным отчетности будет следующим:

         Выручка от реализации за отчет.год                      Стр.010 ф.№2      

Ко = ——————————————–––  =  ———————–––––––  .

         Среднегодовая стоимость активов                          стр300 ф.№1 

Аналогичным образом можно рассчитать оборачиваемость по отдельным группам активов, например, оборачиваемость оборотных активов,  оборачиваемость дебиторской задолженности. В этом случае в знаменателе будут соответствующие группы активов. При расчете оборачиваемости запасов в числителе принято использовать показатель себестоимости (стр.020 ф.№2).

Для характеристики деловой активности (оборачиваемости) могут также использоваться показатели длительности оборота в днях. Для того, чтобы их рассчитать нужно длительность периода в днях разделить на количество оборотов.

Обобщенный алгоритм расчета оборачиваемости можно представить следующим образом

где А средняя сумма активов по которым рассчитывается показатель;

Т – длительность периода за который проводится расчет, в днях;

РП или СП - выручка от реализации или себестоимость реализованной продукции в рассматриваемом периоде.