Методологические вопросы финансового менеджмента, страница 8

Коллектив авторов под руководством академика Д.С. Львова представил на суд читателя внушительный том [19], который радует уже только по тому, что несмотря на все манипуляции общественным сознанием в стремлении сделать господствующей либеральную идеологию, в стране имеются коллективы ученых, сохраняющие трезвый взгляд и желание создать новую парадигму экономического мышления и тем самым вывести Россию из духовного кризиса. Наряду с  важным фактическим материалом о состоянии природно-ресурсного, демографического и трудового, научно-технического потенциалов России, главную ценность представляют доктрина (или основы новой идеологии) дальнейшего развития страны. В качестве идеала провозглашена цель построения в России социально ориентированной экономики, обеспечивающей необходимые условия для всестороннего развития личности и востребованности каждого. Дана оценка угрожающим тенденциям глобализации, подавляющему господству на финансовых рынках транснациональных корпораций (ТНК), стремление развитых стран “золотого миллиарда” благодаря создаваемой глобальной экономической системе обеспечить господствующее положение и гегемонию, возможность удерживать в своих бюджетах все виды рент, достающихся от развивающихся стран. Созданный экономический механизм обрекает все остальные страны быть отсталыми, но теперь уже навсегда. На смену неолиберальной идеологии реформ, ориентированной на приумножение финансового капитала, должна прийти идеология активации социальных факторов экономического роста. Россия может выйти из тупика только опираясь на творческий слой общества, создающий уникальные знания, культурные и духовные ценности, слой, обладающий наивысшим инновационным потенциалом. Инструментами внутренней политики для достижения поставленной цели должны стать справедливая социальная политика (создание правил игры, “... при которых, как в командной гонке велосипедистов, зачет ведется по последнему.... ”), создание системы эффективного управления национальным имуществом, восстановление всеобщей занятости, законодательное обеспечение достойного уровня и своевременности выплаты заработной платы. Важнейшим моментом обеспечения выполнимости поставленных задач является переход финансовой системы России на новую систему национальных счетов, учитывающую все факторы, участвующие в формировании ее национального богатства. В официальной статистике находит отражение не более 15% всего богатства, которым располагает наша страна. Большая часть неучтенного национального богатства трансформируется в нелегальный поток доходов, которые в значительной мере утекают за границу. Необходимо измерить реальную величину национального богатства страны с помощью новой системы национального счетоводства и создать механизмы для эффективного использования национального богатства. Известно, что ведущие ТНК, МВФ и Мировой банк препятствуют переходу стран на единую систему национальных счетов, одобренную ООН более пятидесяти лет назад, поскольку эта мера обнажила бы реальные процессы перераспределения добавленной стоимости из “отсталых” стран в страны “золотого миллиарда”.  Здания, оборудование и другие рукотворные фонды рассматриваются как капитал, приносящий доход, а их износ включается в производственные затраты. Природные ресурсы (газ, нефть и др.) даже не отражены в балансах и не амортизируются. А ведь из доходов от продажи этих ресурсов, например, следует осуществлять в национальном масштабе финансирование разработки альтернативных источников и технологий по производству энергии, в противном случае возможен ничем не обеспеченный спад энергообеспеченности России. Именно такое положение позволяет развитым странам перехватывать часть не учтенной в системе национальных счетов добавленной стоимости, оставляя ее в своем распоряжении.