Методологические вопросы финансового менеджмента, страница 10

На верхнем этаже пирамиды находятся США и частично Великобритания. Остальные страны лишь воспроизводят разработанные на более высоком уровне технологии. По мере устаревания каждая технология перепродается все менее и менее развитым странам. Каждый более низкий уровень служит фундаментом для последующего, обеспечивая его сырьем и полуфабрикатами. СССР также как и США возглавлял свою технологическую пирамиду. После его распада Россия отброшена на четвертый-пятый уровни технологической пирамиды и ведет жесткую борьбу за возможность подняться на третий уровень. Ее отставание от развитых стран, занимающих второй этаж пирамиды, можно считать окончательным.

Технологии первого этажа - метатехнологии отличаются тем, что сам факт их применения делает невозможным реальную конкуренцию с разработчиком этих технологий. Получая доступ к метатехнологии, покупатель отдает не только деньги, но и возможность тотального и оперативного контроля за своей деятельностью. Пример, операционная система Windows: по некоторым данным последняя модификация этой системы допускает внешнее управление компьютером, подключенным к Интернету. Прорывы на первый уровень технологической пирамиды вероятны сегодня в области биотехнологий. Многие системы контроля головных организаций за дочерними строятся на скрытых принципах контроля за содержимым используемых компьютеров. Метатехнологии и технологии невозможно продать в обычном смысле слова, можно только продать доступ к ним. Наиболее важное следствие из этого факта - изменение сравнительного значения денег и технологий. Значение финансовых ресурсов с точки зрения конкурентоспособности обществ и корпораций кардинально снижается. Главным источником рыночной силы становится интеллект, воплощенный в организационных структурах корпораций, создающих метатехнологии и удерживающих контроль за ними. Деньги теряют значение и начинают существовать внутри технологических отношений. “Вторая природа” образованная метатехнологиями станет для информационного общества таким же ограничителем, каким для первобытнообщинного общества была “первая” природа.

В информационном мире важнейшим ресурсом развития становятся не территория и производство, а наиболее мобильные финансы и интеллект. Развитые страны “осваивают”  менее развитые путем изъятия основной части здоровых и прогрессивных носителей финансов и интеллекта, обрекая разрушаемые таким образом общества на культурную деградацию. Таким образом, информационные технологии качественно изменили относительную ценность ресурсов, сделав наиболее ценными интеллект и финансы, что в корне изменило модель сотрудничества между развитыми и развивающимися странами: созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций в реальный сектор все больше уступает место разрушительному освоению при помощи изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов.

               3.6. Креативный подход к управлению. Мышление прорыва.

          Для преодоления разрыва между теоретическим рассмотрением проблем управления и решением реальных проблем используются различные подходы “креативного” - творческого решения проблем. В нашей стране существовала школа решения изобретательских задач ТРИЗ разработанная Г.С. Альтшуллером и его последователями. Опыт проведения семинаров в десятках городов СССР оставил огромное количество изобретений и рационализаторских предложений, поскольку созданный на основе ТРИЗ алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ служил технологией изобретательского процесса. В настоящее время последователи Г.С. Альтшуллера развивают ТРИЗ применительно к проблемам управления. Свежая работа применения метода ТРИЗ, написана Мееровичем М.И. и Шрагиной Л.И. [22] включает в себя как применение метода к изобретательским задачам, так и к решению проблем социальных.

          Другой подход к творческому решению проблем, разработанный за рубежом, известен как МЫШЛЕНИЕ ПРОРЫВА.

          В 1999 г. Минское издательство “Попурри” выпустило книгу Дж. Надлера и Ш.Хибино “Мышление прорыва” [8]. В этой книге два известных ученых и консультанта предложили результаты своих многолетних исследований о том как одаренные люди решают самые различные проблемы, в том числе в области управления. Надлер и Хибино выделили семь принципов, которые постоянно используют наиболее искушенные в решении практических проблем люди. Это следующие принципы: